Монополия Google на рынке онлайн-рекламы
Google во второй раз за последние 9 месяцев признали монополистом: на этот раз окружной судья Леони Бринкема в Александрии (штат Вирджиния) постановила, что ИТ-гигант незаконно доминировал на двух рынках технологий онлайн-рекламы — рынке инструментов для издателей и рекламных бирж, которые сводят продавцов и покупателей. Речь в первую очередь про два сервиса — Google Ad Manager, где издатели сайтов могут предлагать рекламу и создавать кампании по продвижению, и биржу AdX, работающую как аукцион: клиент, который предложил самую большую ставку, получает право показывать свою рекламу на определенном сайте.

Иск 17 штатов и Министерства юстиции США к Google начали рассматривать в суде в сентябре 2024-го. Представители истцов утверждают, что корпорация монополизировала сферу онлайн-рекламы, контролируя не только спрос и предложение, но и рекламные биржи, а некоторые инструменты Google сегодня занимают до 90% рынка. К тому же ИТ-гигант «навязывает» клиентам свои решения, предоставляя им доступ к Ad Manager и AdX в одном пакете — отказаться от него можно только целиком. По оценкам стороны обвинения, корпорация получает не менее $0,3 с каждого $1, потраченного на рекламу через ее сервисы.
Политика Google нанесла серьезный ущерб клиентам-издателям, процессу конкуренции и в конечном счете потребителям информации в открытом интернете. Решение суда — знаковая победа в продолжающейся борьбе за то, чтобы помешать Google монополизировать цифровую среду. Министерство юстиции продолжит предпринимать решительные действия, чтобы защитить американский народ от посягательств технологических компаний на свободу слова и свободные рынки.
Памела Бонди
генеральный прокурор США
Google намерен оспаривать вердикт суда. В компании настаивают на том, что клиенты выбирают Google за качество услуг.
Мы не согласны с решением суда относительно наших инструментов для издателей. У издателей есть много возможностей, и они выбирают Google, потому что наши рекламные инструменты просты, доступны и эффективны.
Ли-Энн Малхолланд
вице-президент Google по вопросам регулирования
Последствия очередного антимонопольного дела для Google
За решением окружного судьи Александрии последует серия слушаний, в результате которых определится судьба рекламного бизнеса Google. Bloomberg предполагает, что теперь Минюст США будет добиваться продажи сервиса Google Ad Manager для восстановления конкуренции на рынке. Тем временем руководство ИТ-гиганта во внутренней переписке призывает сотрудников сосредоточиться на работе и «не беспокоиться о том, что компания потеряет часть бизнеса».
Регулирующие органы по всему миру уже много-много лет проявляют большой интерес к нашим рекламным технологиям, так что эта проверка не нова! Мы давно инвестируем в рекламные технологии, потому что это связано с нашей миссией — делать информацию общедоступной и полезной. И сейчас особенно важно продолжать уделять внимание нашим пользователям и заказчикам, создавая удивительные продукты, которые помогают людям по всему миру.
служебная записка Google
По данным аналитической компании eMarketer, Google не первый год удерживает лидерство на американском рынке цифровой рекламы, объем которого оценивается в $303 млрд. Доля корпорации составляет 25,6%. Следом идут Meta* (21,3%) и Amazon (13,9%). В 2024-м рекламный бизнес принес Google прибыль в размере $31 млрд, что позволило корпорации вложиться в развитие ИИ и облачных серверов.
Что будет с Google Chrome
Решение суда в Александрии стало очередным ударом по Google. В августе 2024-го Федеральный суд США уже признал корпорацию монополистом — на рынке онлайн-поиска. В ходе слушания сторона обвинения доказала, что компания заключает многомиллиардные контракты с производителями техники (Apple, Samsung и другими), обязывая их устанавливать Google как поисковик по умолчанию. По подобным соглашениям ИТ-гигант выплачивает партнерам в общей сложности порядка $10 млрд в год.
21 апреля начнется судебный процесс, на котором будут рассматриваться предложения сторон об урегулировании незаконного доминирования Google на рынке онлайн-поиска. Минюст США настаивает на том, что корпорация должна «незамедлительно» продать браузер Chrome. Еще одно требование регулятора — запрет на предустановку поисковой системы Google по умолчанию на мобильных устройствах. Более того, Минюст считает, что в будущем компания должна уведомлять власти о любом новом совместном проекте или партнерстве со своим конкурентом на рынке.
Благодаря своим огромным масштабам и неограниченной власти Google лишила потребителей и других игроков рынка фундаментального права, данного обществу, — выбирать между конкурирующими сервисами. Незаконные действия Google создали экономического голиафа, который сеет хаос на рынке, чтобы гарантировать: что бы ни происходило, Google всегда выигрывает.
заявление Министерства юстиции США
В Google предложения Минюста назвали «радикальной интервенционистской программой». На суде корпорация представит собственные меры по урегулированию вопроса, одна из них — пересмотр контрактов с партнерами, чтобы у них была возможность сотрудничать и с другими поисковыми сервисами. Окончательный вердикт по делу вынесет судья Амит Мехта, который и признал Google монополистом в августе 2024-го. Эксперты напоминают, что это будет первое решение по громкому антимонопольному разбирательству в США при новой администрации Дональда Трампа, поэтому предугадать результат сложно.
Средства правовой защиты, предлагаемые властями США, могут быть частью максималистской позиции, с которой они затем будут вести переговоры. Основной вывод здесь заключается в том, что нынешняя администрация хочет, чтобы ее воспринимали как жесткую в отношении технологического сектора. Но при этом она не намерена замедлять рост высокотехнологичных отраслей экономики США. То есть они могут говорить о более серьезных последствиях для компаний, чем будет на самом деле.
Пол Свенсон
партнер юридической фирмы Holland & Hart, специализирующийся на антимонопольном законодательстве
Фото обложки: Zuma / TASS
*Компания Meta признана в России экстремистской.