КапиталДетали

Двойной картофель фри

Сбер займется строительством нового аэропорта в Горно-Алтайске, компания «Ви Фрай» удвоит мощности липецкого завода по производству картофеля, группа Highland Gold построит горно-обогатительный комбинат в Амурской области.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Компания «Ви Фрай» вдвое увеличит мощности по производству картофеля фри за счет расширения завода в Липецкой области

На заводе компании в Липецкой области запустят вторую производственную линию мощностью в 200 тыс. тонн картофеля в год. Объем инвестиций в проект составит 13 млрд рублей.

Факты

  • ООО «Ви Фрай» — крупнейший производитель картофеля фри в России. Ранее компания называлась ООО «ЛВМ Рус», а 74,9% ее активов принадлежало нидерландской Lamb Weston Meijer (LWM). В сентябре 2022 года LWM вышла из российского бизнеса.
  • В настоящее время 18,85% компании владеет Владимир Цыганов (бывший гендиректор группы «Белая дача»), 6,25% — Ирина Ван Ден Берг (гендиректор «Ви Фрай»), а 74,9% является собственной долей предприятия. 
  • Выручка «Ви Фрай» в 2022 году выросла и составила 15,22 млрд рублей (в 2021 году — 8,22 млрд рублей), а чистая прибыль — 5,15 млрд рублей (в 2021 году — 1,47 млрд рублей).
  • Производственные мощности «Ви Фрай» расположены в Липецкой области, на территории ОЭЗ «Липецк». В 2018 году завод запустили компании LWM и «Белая дача», объем инвестиций в проект составил порядка 9 млрд рублей.
  • Завод работает с фермерскими хозяйствами более чем из 25 регионов России, а затем поставляет продукцию в сети ресторанов быстрого обслуживания на территории России и стран СНГ.
  • На липецком заводе перерабатывается более 200 тыс. тонн картофеля в сезон и выпускается 3,5 млн порций картофеля фри в день. 

Перспективы

  • Мощности второй линии составят 200 тыс. тонн. Это позволит заводу в дальнейшем перерабатывать свыше 400 тыс. тонн сырья и производить больше 200 тыс. тонн готовой продукции.
  • Объем инвестиций в проект составит 13 млрд рублей.
  • Вторая линия рассчитана на обслуживание растущего рынка России и стран СНГ. Весь картофель будет закупаться у местных фермерских хозяйств. 
  • Как отмечают эксперты, проблем с сырьем возникнуть не должно: урожай картофеля в России растет. В 2022 году собрали 7,2 млн тонн, что на 0,6 млн тонн больше, чем в 2021-м. Общий размер посевных площадей в России — порядка 302 тыс. га, а самые крупные из них находятся в Брянской (9,9%), Тульской (7,2%) и Нижегородской областях (5,1%). 
  • Производство картофеля фри в России в 2022 году составило 124,5 тыс. тонн (рост на 16,5%), а импорт из стран ЕС — 24,3 тыс. тонн (сокращение на 29,4%). 
  • Сегодня «Ви Фрай» является ключевым производителем картофеля фри в стране. При этом планы по строительству собственных заводов есть у производителя снеков «Мартин», более крупный проект запланировали «Мираторг» и «Вкусно — и точка».
  • По словам гендиректора «Вкусно — и точка» Олега Пароева, потребность российского рынка в картофеле фри составляет порядка 220–250 тыс. тонн в год, в том числе «Вкусно — и точка» необходимо около 75 тыс. тонн в год.

Риски

  • Соглашение о строительстве второй линии завода было подписано между Lamb Weston Meijer и Липецкой областью еще в 2021 году, а запуск второй линии планировался в начале 2023 года. Однако в связи с выходом из бизнеса ключевого инвестора сроки сдвинулись.
  • Под расширение ООО «ЛМВ Рус» получило в ВТБ кредитную линию с лимитом на 11 млрд рублей на 8 лет, однако в 2023-м проект может осложниться судебным конфликтом с банком. Накануне компания обратилась в столичный арбитражный суд с иском к ВТБ на 1,6 млрд рублей (его подробности не раскрываются).
  • Ранее «ЛВМ Рус» преимущественно использовала картофель, выращенный из импортного (польского, нидерландского, бельгийского) семенного материала.

Сбер построит новый аэропорт в Горно-Алтайске

Об этом стало известно на правительственном совещании о развитии индустрии туризма и гостеприимства в России, прошедшем на территории курорта «Манжерок» в Республике Алтай.

Факты

  • Аэропорт Горно-Алтайск расположен в 11 км от одноименной столицы Республики Алтай. Он был открыт в 1968 году, но в 1990-х годах регулярные рейсы прекратились.
  • В 2010 году аэропорт возобновил регулярное авиасообщение между Горно-Алтайском и Новосибирском. В 2011 году там провели реконструкцию, выделив из федерального бюджета более 1 млрд рублей.
  • В 2012 году аэропорт принял первый в истории авиарейс из Москвы, а в 2016-м получил статус аэропорта федерального значения. В настоящее время оттуда осуществляются полеты в Москву, Самару, Томск, Новосибирск, Казань, Красноярск, Барнаул и так далее.
  • Пассажиропоток аэропорта за первое полугодие 2023 года вырос на 62% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 164 тыс. пассажиров. По итогам 2022 года аэропорт Горно-Алтайска обслужил около 325,7 тыс. пассажиров.
  • В 2022 году Республику Алтай посетили 2,5 млн туристов, что на 15% больше, чем в 2021 году.
  • Сбер занимается в республике развитием всесезонного курорта «Манжерок» у подножия горы Малая Синюха в 30 километрах от аэропорта Горно-Алтайска, рядом с селом Манжерок. По итогам 2022 года туристический поток превысил 560 тыс. гостей. В ближайшие 3 года будет построен детский парк на 26 га, а также 2,5 тыс. гостиничных номеров.

Перспективы

  • Проект нового здания аэропорта в Горно-Алтайске планируют подготовить в течение 2023 года, а сдать в эксплуатацию до конца 2026-го. К тому моменту будут также построены новые перроны и рулежные дорожки.
  • Постройка нового аэропорта с высокой пропускной способностью простимулирует увеличение потока туристов из европейской части России.
  • Пропускная способность аэропорта вырастет до 1,2 млн человек ежегодно, а взлетно-посадочная полоса увеличится на 550 метров (с 2300). Это позволит принимать самолеты более высокого класса.
  • Название нового аэропорта, по предварительным данным, будет либо имени Рериха, либо в честь императрицы Елизаветы, при которой в 1756 году был подписан указ о принятии алтайцев в состав Российской империи.

Риски

  • Нынешнее здание аэропорта планируется снести, хотя совсем недавно была проведена масштабная модернизация данного аэропорта. Целесообразность данного решения вызывает сомнения.
  • Для увеличения полосы на 550 метров необходимо проводить геологические работы за счет частичного разрушения горного массива, около которого расположена взлетно-посадочная полоса.
  • Местные жители уже обеспокоены резким ростом числа туристов, опасаясь за сохранность уникальной природы Алтая. 
  • Проект пока только заявлен, многие его детали остаются неизвестными. Например, не уточняются процедуры, связанные с собственником старого здания аэропорта, а также с механизмом финансирования нового проекта.

Компания Highland Gold построит горно-обогатительный комбинат в Амурской области

В Амурской области стартовала реализация масштабного инвестиционного проекта по строительству горно-обогатительного комбината в Зейском районе группой Highland Gold.

Факты

  • Highland Gold — золотодобывающая компания, учрежденная в 2002 году на базе предприятия «Многовершинное» в Николаевском районе Хабаровского края.
  • В географию деятельности Highland Gold входят несколько регионов России — Чукотский АО, Хабаровский, Камчатский и Забайкальский края. Также компания является собственником активов в Кыргызстане. Помимо золотодобычи она занимается строительством Озерного горно-обогатительного комбината свинцово-цинковых руд в Республике Бурятия.
  • Медно-сульфидное месторождение Кун-Маньё (в переводе с эвенкийского — «Белое молоко», а также известное как «Маленький Норильск») располагается в Зейском районе Амурской области на границе с Хабаровским краем. Оно содержит медь и никель, а также платиноиды, золото, серебро и так далее.
  • Данный проект до введения санкций должна была реализовать британская компания Amur Minerals Corporation. В итоге в марте 2023 года лицензию у Amur Minerals Corporation купила компания «Беринг Металс» (входящая в группу Highland Gold) за $35 млн.
  • Запасы месторождения составляют 144,2 млн тонн руды, которая содержит 1,1 млн тонн никеля и 304 тыс. тонн меди. 

Перспективы

  • В 2023 году компания «Беринг Металс» должна завершить геологическую разведку месторождения Кун-Маньё, а в 2024-м начать проектные работы.
  • На будущем ГОКе предполагается переработка 12,4 млн тонн руды ежегодно. С учетом металлургических потерь на производстве ожидается, что извлеченные металлы за все время эксплуатации месторождения составят 627 тыс. тонн никеля, 177 тыс. тонн меди, 1,5 тонны золота, 3,3 тонны платины и 3,5 тонны палладия.
  • Капитальные вложения в проект оцениваются в $1,14 млрд.
  • В рамках проекта с нуля будет создана инженерная и дорожная инфраструктура, подъездные пути.
  • После ввода в эксплуатацию работа комбината будет приносить всем уровням бюджета 7 млрд рублей налоговых поступлений в год. Также предполагается создание около 2 тыс. рабочих мест.
  • Планируется включение проекта в число резидентов ТОР «Амурская», что позволит получить налоговые льготы от государства.

Риски

  • Строительство ГОКа в столь отдаленной местности потребует масштабных инвестиций, а также сложных технологических решений. На данном этапе вопросы финансирования проекта и его инфраструктуры, государственной поддержки, а также поставок оборудования остаются непроясненными. Сохраняются риски того, что проект не удастся вывести на окупаемость.
  • Ввиду того, что в этих местах нет ни населенных пунктов, ни промышленных производств, новый комбинат может создать риски загрязнения пока еще нетронутой природы.
  • Рынки сбыта продукции Кун-Маньё не определены, по этому поводу отсутствуют какие-либо соглашения. Предположительно, главным рынком видится китайский, где уже работают или намерены приступить к работе гораздо более крупные российские игроки.
  • В проекте отсутствуют данные о том, когда планируется выход на проектную мощность. Сейчас известны исключительно рамки реализации геологических работ.
Копировать ссылкуСкопировано