Милитаризация Европы — очевидный тренд континента
В Европе до последнего надеялись, что Дональд Трамп не победит на президентских выборах в США. Лидеры крупнейших стран Евросоюза неоднократно заявляли о своей лояльности демократической администрации и приверженности североатлантическому сотрудничеству.
Прозвучавшие в феврале 2024 года угрозы кандидата-республиканца о возможном выходе Соединенных Штатов из НАТО, если союзники Вашингтона не будут увеличивать свои расходы на оборону, встречали критику со стороны президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, немецкого премьер-министра Олафа Шольца и других европейских политиков.
Евросоюз полностью поддерживал усилия бывшего президента Джо Байдена по укреплению американского присутствия в Старом свете и не выступал против размещения американских ракет средней и меньшей дальности на территории Германии. С этой точки зрения победа изоляциониста Дональда Трампа стала неожиданным ударом по европейской системе безопасности и шоком для ее столиц.
Это верно лишь отчасти. Ситуация на российско-украинском фронте, быстрое наступление российской армии по всем направлениям, несмотря на гигантскую финансовую и военную поддержку Киева Соединенными Штатами, Европой и другими странами, обнажила ощутимые проблемы в военно-промышленном комплексе европейских стран. Например, в 2023 году страны ЕС пообещали передать Украине 1 млн 155-мм снарядов, однако по факту к осени 2023 года передали только треть (около 350 тыс. штук) от заявленного объема. Более того, вооружения натовского образца не прошли проверку боем и быстро выходят из строя. Также оказалось, что американские союзники в условиях поляризации могут на месяцы прекратить поставки военной помощи из-за внутренних конфликтов.
Осознание собственной беспомощности придало импульс милитаризации Европы. Тренд получил массовый характер: в 2024 году целых 18 европейских стран достигли целевого показателя НАТО по расходам на оборону в размере 2% от годового ВВП (в 2014 году их было только 3). Курс на расширение обороноспособности затронул даже Люксембург, который в 2024 году вложил в исследования в военной сфере 59% из общих расходов на оборону.
Нейтральные европейские страны вроде Швейцарии и Австрии в прошлом году стали участниками немецкой инициативы в сфере противоракетной обороны «Небесный щит Европы» (European Sky Shield Initiative, сокр. ESSI). В этом году Евросоюз заявил о создании «Сил быстрого развертывания» (EU Rapid Deployment Capacity, EU RDC — англ.), общая численность которых, по задумкам, составит 5 тыс. человек. Предполагается, что эта группировка сможет оборонять континент в течение примерно шести месяцев.
Что мешает созданию единой европейской армии
Европейские аналитики повторяют, что анонсированные инициативы не обеспечат обороноспособность континента, если страны не объединят свои армии в единый институт с налаженной системой производства и поставок вооружений, командованием и генеральным штабом.
Статистика подтверждает: польская, французская, немецкая армии — самые крупные в Европе — по отдельности в 6 или 7 раз меньше российской, которую в Старом свете считают «угрозой». Армия России по численности будет превосходить даже совокупный размер девяти крупнейших европейских армий.
Несмотря на это, против предложений европейских и американских аналитических центров по созданию единой армии продолжают выступать на самом высоком уровне. 22 января 2025 года Заместитель председателя Европейской комиссии Кая Каллас, похоже, поставила жирную точку в этом вопросе.
Нам не нужна европейская армия. Нам нужны 27 европейских армий, которые способны и могут эффективно работать вместе, чтобы сдерживать наших соперников и защищать Европу. Предпочтительно с нашими союзниками и партнерами; но в одиночку, если необходимо.
Кая Каллас, верховный представитель ЕС по иностранным делам
Сегодня Евросоюз не может решить не только внешние, но и внутренние проблемы. Неолиберальные правительства стран, которые составляли основу его единства, постепенно уходят с политической сцены, а на их место приходят евроскептические политики. Они выступают, как минимум, за приостановку евроинтеграции, а в некоторых случаях и ее полное прекращение, и оборонная политика здесь не является исключением.
Слабые перспективы отправки европейских миротворцев на Украину
Впрочем, примеры единых европейских вооруженных сил в кризисные времена история уже знала. Например, во время Наполеоновских войн Франция создала «армию двунадесяти языков», антифранцузские коалиции возглавляли Великобритания и Россия, во время Холодной войны ключевую роль в НАТО играли США. Эти союзы имели во главе всеми признаваемого лидера и боролись против общего врага.
Эту идею впервые предложил Эммануэль Макрон в феврале 2024 года, но тогда большинство европейских лидеров восприняли ее скорее как очередные лидерские замашки Парижа. К ней вернулись после победы Дональда Трампа и его обещания не отправлять американские войска для участия в конфликтах за рубежом.
В декабре 2024 года в Киеве публично заявили, что европейский контингент на территории Украины — осуществимая идея. Это произошло после встречи украинского президента Владимира Зеленского с Макроном и Трампом по случаю повторного открытия собора Парижской Богоматери.
Французское лидерство в Европе было оспорено правительством Польши. Варшава по итогам переговоров заявила, что выступает против участия в инициативе Парижа. Все дело в том, что в Польше в мае пройдут президентские выборы: если на них победят проевропейские левые силы нынешнего премьера Дональда Туска, то Варшава может продолжить начатый ей курс по укреплению суверенного оборонного потенциала Европы. Победа правых оппозиционных сил, вероятнее всего, свернет эти инициативы, и Варшава вернется к роли главного союзника Вашингтона в Старом свете.
Другой потенциальный объединитель Европы также нестабилен: в Германии парламентские партии пришли к консенсусу лишь о необходимости перевооружения и увеличения численности Бундесвера (немецких вооруженных сил), но у каждого политического движения свое видение будущего немецкой армии и ее целей.
Без общего лидера рушится и идея. Сегодня европейские политики продолжают перекладывать ответственность на США: по их мнению, отправка европейских военнослужащих на Украину может вызвать раскол в НАТО. Возможно, в ЕС понимают, что такое решение нарушает главное требование России — демилитаризацию Украины, а значит ставит саму перспективу мира на континенте под сомнение.
За этот год мы увидели, что европейские государства осознали свою «оборононеспособность», и победа Трампа придала импульс процессу милитаризации. Но для нестабильной Европы, которая на десятилетия забыла о своих вооруженных силах, любые масштабные реформы остаются трудновыполнимой задачей.
Сегодня в ЕС не готовы «играть в долгую», и политики в Брюсселе, понимая это, не хотят рисковать ни своей репутацией, ни дефицитными бюджетами. Продолжающееся перевооружение не сможет изменить главного: американский ядерный зонтик останется важнейшей гарантией безопасности Европы.
Фото обложки: Valda Kalnina / EPA / TASS