Мир в огнеДеталиЭкология

Эксперты усомнились в эффективности компенсаций, которые авиакомпании платят за углеродный след

По мнению исследователей, часть средств направляется на финансирование фиктивных экопрограмм.

Некоторые из проектов взаимодействовали с коррумпированными чиновниками и наркокартелями.

The Guardian совместно с экспертами Greenpeace провела совместное исследование схем, которые крупные авиакомпании используют для компенсации собственного углеродного следа. 

  • Они рассмотрели 10 проектов защиты лесов, которые авиаперевозчики финансировали до пандемии. Программы были аккредитованы Verra — американской некоммерческой организацией, сертифицирующей проекты на основе международного стандарта VCS (Verified Carbon Standard). 
  • Исследователи обнаружили, что прогнозируемая эффективность программ преувеличивала уровни обезлесения, наблюдавшиеся в регионах ранее. Инициативы на основании такой оценки якобы предотвращали угрозу, которой в реальности не существовало.
  • В Verra раскритиковали выводы исследователей и подчеркнули, что одобренные программы внесли свой вклад в борьбу с изменением климата и вырубкой лесов в ряде регионов, а также в развитие местных экономик. В то же время в организации согласились с тем, что реальную выгоду от многих проектов трудно измерить.

Как авиакомпании компенсируют углеродный след с помощью деревьев 

Авиакомпании, финансируя экопроекты по защите лесов, следуют такой логике: они пытаются компенсировать выбросы, которые производят самолеты, за счет сохранения или высадки в разных частях мира деревьев, способных поглощать углекислый газ. Эффективность подобных схем измеряется в оценке потенциального объема поглощенного CO₂, которого удалось достичь благодаря предотвращению обезлесения.

В некоторых случаях компенсации авиаперевозчиков заключаются в выплате развивающимся странам средств, которые позволят им избежать вырубки лесов в ходе лесозаготовок или эксплуатации земель. В 2007 году подобные практики оформились в программу сокращения выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов (СВОД+). 

Что не так с проектами авиакомпаний

В ходе расследования эксперты пришли к ряду выводов. 

  • Консалтинговая компания McKenzie Intelligence Services провела спутниковый анализ потери лесного покрова в ряде регионов, в которых реализуются «зеленые» проекты. Выяснилось, что экопрограммы завышали прогнозируемую вырубку лесов, которую они якобы предотвращали.
  • Использование некорректных методологий для расчетов приводит к пустой трате средств.
  • Один из исследователей изучил проекты в бразильской Амазонии и обнаружил, что они преувеличивали потенциальное сокращение выбросов. Он отметил, что методологии расчета выгод таких программ «недостаточно надежны» и позволяют финансировать деятельность, которая никак не повлияет на климат. 
  • Эксперты также отметили, что некоторые из проектов взаимодействовали с коррумпированными чиновниками и местными наркокартелями, а одна из инициатив реализуется предприятиями, которые вырубают древние и редкие деревья.

Какие еще практики используются для сокращения выбросов CO₂ 

Рыночные механизмы сокращения выбросов не ограничиваются их компенсациями. 

  • В 2020 году правительство Австрии ограничило внутренние перелеты авиакомпании Austrian Airlines по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 3 часа. Мера была принята в обмен на пакет финансовой помощи от государства. Кроме того, австрийское правительство ввело налог в размере €30 на авиабилеты на рейсы протяженностью менее 217 миль (около 350 км). 
  • В апреле 2021 года депутаты французского парламента проголосовали за частичную приостановку внутренних авиаперелетов. Ограничение коснулось рейсов, которые могут выполняться прямым поездом менее чем за 2,5 часа. Оно не распространяется на стыковочные перелеты до аэропорта Шарль-де-Голль в Париже. В 2020 году французское правительство предоставило авиакомпании Air France-KLM ссуду в размере €7 млрд — в обмен на отмену части внутренних рейсов. Кроме того, в 2021 году Франция внесла €1 млрд в уставной капитал авиаперевозчика, увеличив свою долю в компании с 14,3% до 29,9% и став крупнейшим ее акционером.
  • В 2005 году Евросоюз положил начало квотированию выбросов CO₂ Директивой 2003/87/EC. На первом этапе она охватывала только энергетическую отрасль и энергоемкие производства стран ЕС. На аукционах тогда распределяли всего 5% квот, а штрафы за выбросы парниковых газов составляли €40 за тонну СО₂. В 2020 году аукционное распределение затрагивало уже 50% квот на выбросы, стоимость которых к концу года достигла €32 за тонну парниковых газов сверх допустимой нормы. К этому моменту штраф за выбросы сверх квот составлял €100 за тонну. В феврале национальную систему торговли квотами на выбросы углекислого газа также запустили в Китае. 
Копировать ссылкуСкопировано