Детали
Согласно прогнозам, к 2040 году спрос на литий по всему миру вырастет более чем в 40 раз по сравнению с 2023 годом. Главная причина — массовое производство электрокаров.
Почему это важно
Добыча лития приводит к загрязнению окружающей среды. На обработку сырья требуются большие объемы воды, запасы которой в большинстве стран-добытчиков и так истощаются.
Контекст
В настоящий момент общемировые запасы лития оцениваются примерно в 14 млн тонн. Ежегодно добывается около 35 тыс. тонн этого металла.
Тенденция
Растет спрос и на другие полезные ископаемые, необходимые для производства электромобилей. Вред экологии от электрокаров в отдельных случаях оказывается больше, чем от автомобилей.
Детали
Переход на электромобили по всему миру увеличивает потребность в литии. Согласно прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на этот химический элемент вырастет более чем в 40 раз по сравнению с 2023 годом. Только в США его потребуется втрое больше, чем сейчас производится для всего мирового рынка.
Острая необходимость в литии, в свою очередь, усугубит глобальное экологическое и социальное неравенство — приведет к нехватке воды, разрушению экосистем и к социальным конфликтам, пишет The Guardian.
Почему это важно
- 95% мирового производства лития сейчас сосредоточено в Австралии, Чили, Китае и Аргентине. Также новые крупные месторождения обнаружены в Мексике, США, Португалии, Германии, Казахстане, Конго и Мали.
- На обработку лития требуются большие объемы воды, которой в большинстве стран-добытчиков и так не хватает. Из-за глобального потепления эта проблема еще больше усугубится, уверены ученые.
- Кроме того, открытие новых горнодобывающих заводов вызывает недовольство жителей. Представители коренных и сельских общин Чили сообщили, что добыча лития уменьшила их запасы воды и уже влияет на сельское хозяйство и скотоводство.
- В январе 2023 года в Аргентине экозащитники выступили против добычи лития и его обработки на территории страны. По их мнению, процесс загрязняет воду в местных водоемах, наносит ущерб ландшафту и влияет на здоровье людей.
- Эксперты отмечают, что ограничить объемы добычи лития можно за счет уменьшения размера аккумуляторов электромобилей, отказа от личного транспорта, а также переработки лития. По некоторым расчетам, при уменьшении размеров аккумуляторов спрос на литий в США сократится на 18–66%.
Контекст
Литий — важнейший компонент аккумуляторов для электромобилей, цифровых устройств, электростанций на возобновляемых источниках энергии и других современных технологий. На текущий момент общие мировые запасы лития оцениваются примерно в 14 млн тонн.
Ежегодно добывается около 35 тыс. тонн металла. Однако этого недостаточно для удовлетворения растущего спроса — в среднем на аккумуляторные элементы одного электрокара необходимо около 10 кг лития.
Литий – щелочной металл, который можно получить несколькими способами.
- Первый способ добычи — в шахтах или карьерах из пегматитов (горных пород). Раньше это был основной источник лития в мире. Такой способ распространен в Австралии — стране, занимающей первое место в мире по добыче лития. На ее долю приходится более половины от общего объема добычи металла.
- Второй способ — из глин солончаков и через испарение соляных растворов. Этот метод — самый водоемкий, он истощает водные ресурсы, наносит ущерб флоре и фауне, а процесс испарения может растянуться на длительное время. Такой способ распространен в странах Латинской Америки.
- Третий способ — переработка литиевых батарей. Этот метод — наиболее сложный и дорогой, поэтому перерабатывается металл в малых объемах.
Тенденция
Растет спрос и на другие полезные ископаемые, необходимые для производства электромобилей. В шахтах по всему миру стали добывать в 2 раза больше сырья, чем в 2000 году. При этом вред для экологии от производства электрокаров в некоторых случаях выше, чем от классических автомобилей.
- Эксперты из Чикаго установили, что при производстве электрического автомобиля в атмосферу в среднем выбрасывается на треть больше углекислого газа, чем при производстве авто с ДВС.
- Авторы исследования немецкого научного журнала Ifo Schnelldiens посчитали, что при производстве аккумуляторов и добыче лития, марганца и кобальта углеродный след Tesla составил 156–181 грамм на километр пути. При этом углеродный след бензинового Mercedes-Benz — 112 граммов на километр.
- Шведский производитель Volvo сравнил углеродный след от электрического Polestar 2 и бензинового Volvo XC40. Оказалось, что при производстве кроссовера с ДВС выбрасывается 14 тонн парниковых газов, а производство электрокара с учетом аккумулятора обходится атмосфере в 24 тонны парниковых газов.