Мир в огнеДетали

Энергокризис спровоцировал протесты по всей Европе. Хватит ли Старому Свету ресурсов, чтобы пережить предстоящую зиму

В Великобритании началась крупнейшая акция, в которой участвуют более 100 тыс. работников почтовой службы, недовольных снижением реальных доходов.

Забастовки сотрясают также материковую Европу: Нидерланды, Германию, Италию, Испанию, Францию.

Что происходит

Протесты и забастовки на фоне энергокризиса охватили Великобританию. Бастуют почтальоны, мусорщики и работники портов. 

Почему это происходит 

Британцы переживают сильнейший спад уровня жизни с 1950-х годов. Инфляция в июле достигла максимума за 40 лет.

Тенденция

Протестная истерия охватила и всю материковую Европу. В Нидерландах «взбунтовались» железнодорожники, а в Италии, Испании, Германии, Бельгии и Португалии бастуют работники авиаотрасли.

За чем следить

Международный валютный фонд ухудшил прогнозы по росту четырех крупнейших экономик еврозоны на 2023 год.

Что происходит

Великобританию охватили протесты и забастовки на фоне нарастающего экономического кризиса. Бастуют почтальоны, железнодорожники, работники портов. 

  • 26 августа началась крупнейшая забастовка, в которой участвуют более 100 тыс. работников государственной почтовой службы (Royal Mail). Они требуют повышения зарплаты, так как не хотят мириться с понижением уровня жизни из-за роста цен, в том числе на электроэнергию. Следующие акции запланированы на 31 августа, 8 и 9 сентября.
  • 21 августа около 1,9 тыс. работников Феликстоу, крупнейшего по объему контейнерных перевозок британского порта, объявили о восьмидневной акции протеста. Докеров не устроило предложение оператора поднять оклад всего на 7% на фоне очень высокой инфляции. The Times пишет, что приостановка работы в порту грозит сбоями поставок товаров на сумму до $1,2 млрд и затронет такие компании, как Tesco, Marks & Spencer, Rolls-Royce, Jaguar Land Rover и крупнейшего в мире производителя алкоголя Diageo. 
  • Докеры вдохновились примером британских железнодорожников, которые уже провели несколько масштабных забастовок. Их возмутило решение руководства увеличить рабочий день и сократить часть сотрудников. Из-за протеста 40 тыс. человек работа лондонского метро была практически остановлена — в автобусах из-за наплыва пассажиров началась давка, части горожан пришлось пересесть на велосипеды.
  • А вот юристы только готовятся отстаивать свои права на справедливую оплату труда. Адвокаты по уголовным делам в Великобритании объявили, что начнут бессрочную акцию 5 сентября.

Почему это происходит 

Жители Великобритании столкнулись с «небывалым кризисом доходов» на фоне введения западных санкций в отношении России. Уровень жизни в стране упал до критической отметки: в последний раз такие низкие показатели фиксировались в 1950-х годах. Кроме того, страна испытывает дополнительные экономические сложности из-за последствий Brexit.

  • Инфляция в июле поднялась до 10,1% — это самый высокий показатель за 40 лет, сообщили в Национальной статистической службе Соединенного Королевства. Экономисты американского банка Citi считают, что к началу 2023 года она может достичь 18%, что в 9 раз превысит цель, намеченную Банком Англии. 
  • Особые опасения вызывает рост цен на энергоресурсы, который и спровоцировал волну общественного возмущения в Великобритании. 
  • Так, 26 августа национальный регулятор страны Ofgem подтвердил повышение цен на электроэнергию с 1 октября до конца года, но не больше чем на 80%. Таким образом, по расчетам экспертов, годовой чек за электричество для одной семьи может вырасти с £1971 до £3549. При этом, как пишут британские СМИ, около 4,5 млн британцев уже столкнулись с топливной бедностью.
  • Повышение цен прокомментировал мэр Лондона Садик Хан: «Произошло то, чего многие из нас так долго боялись». По мнению Хана, страну ждет «национальная катастрофа», если власти не начнут «действовать».

Тенденция

Протесты охватывают и практически всю материковую Европу. 

  • Уже вторую за 3 дня забастовку проводят недовольные зарплатой железнодорожники на западе Нидерландов — самой густонаселенной части страны. Местный оператор заявил, что движение будет нарушено не только внутри страны, но и, например, на маршрутах в направлении Бельгии.
  • Сразу в нескольких странах по тем же причинам бастуют работники авиаотрасли. В начале августа бортпроводники авиакомпании Ryanair в Испании объявили о забастовке, которая продлится до 7 января 2023 года. В Германии в конце июля «взбунтовался» персонал наземного обслуживания компании Lufthansa, из-за чего пришлось отменить более 1 тыс. рейсов в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. 17 июля из-за демонстрации сотрудников Ryanair, Volotea, easyJet и Malta Air в Италии не вылетели 400 национальных и международных рейсов. Аналогичные акции протеста проводились в июне в Бельгии и Португалии.
  • Во Франции фермеры устраивают акции у правительственных зданий, опасаясь сокращения урожая. Так, в городе Ле-Виган они вывалили у префектуры навоз и кирпичи и вышли на улицы с плакатами: «Кто возделывает землю без воды, тот пожинает гнев». Из-за засухи в Европе и нехватки воды власти запретили орошать поля и ввели штрафы за полив. 

За чем следить

Экономические последствия антироссийских санкций ухудшили перспективы Евросоюза.

  • Международный валютный фонд уже ухудшил прогнозы по росту четырех крупнейших экономик еврозоны на 2023 год.
  • В нидерландском банке ING считают, что Германию от рецессии спасет только «экономическое чудо». По мнению Guardian, чуть лучше шансы избежать затяжного спада — у Италии. Однако страна сильно зависит от российского газа, а поставки снижаются из-за технических проблем, последовавших за санкциями. Кроме того, политическая неопределенность, связанная с отставкой премьер-министра Марио Драги, вызывает дополнительные трудности. Франция чувствует себя более уверенно — экономику страны пока спасает развитый сектор атомной энергетики, благодаря которому генерируется 70% электроэнергии. Лучше всего дела обстоят у Испании: ее экономика, как и итальянская, получила мощный импульс за счет всплеска туризма после пандемии COVID-19, но страна в меньшей степени зависит от энергоносителей из РФ.
  • По словам аналитиков Economist Intelligence Unit, «злоключения» европейской экономики не закончатся на рецессии зимой 2022–2023 годов — «сложной» будет и зима в сезоне 2023–2024.
Копировать ссылкуСкопировано