Контейнеровоз Ever Given, зафрахтованный тайваньской логистической компанией Evergreen, был снят с мели на 151-м километре Суэцкого канала. Об этом сообщила компания Inchcape Shipping, поставляющая морские услуги. На операцию ушла почти неделя. Как отмечают аналитики, инцидент указал на важные проблемы в использовании сверхбольших контейнеровозов и стратегические недостатки в мировой торговой логистике.
- Утром 29 марта 2021 года стало известно, что застрявшее 23 марта судно снова на плаву. Операция по постановке Ever Given в фарватер завершилась к полудню по местному времени. Судно выровняли вдоль восточного берега.
- Как сообщил начальник управления каналом Усама Рабиа, навигация будет возобновлена сразу после отправки контейнеровоза на технический осмотр в Большом Горьком озере (искусственное озеро, созданное в южной части канала).
- При этом Reuters уточняет, что моряки ждали усиления прилива, который дополнительно увеличил просвет между килем и дном канала.
- По данным источника РИА Новости в администрации Суэцкого канала, судно все же начало движение на север, но из-за ветра и течения вновь перегородило водную артерию. Однако отмечается, что на этот раз «ситуация не такая сложная, как вначале». Обратно на мель контейнеровоз не сел, примерно через час его удалось вернуть в фарватер.
Влияние блокировки Суэцкого канала на мировую экономику
- Пока неизвестно, сколько потребуется времени на устранение пробки более чем из 450 судов, образовавшейся с северного и южного концов канала, сообщает издание Al Jazeera. По оценке Рабиа, в пробке оказалось не более 370 судов.
- Многие корабли были перенаправлены через южноафриканский мыс Доброй Надежды, хотя отклонение от традиционного маршрута на 9 тыс. км займет от 7 до 10 дней, а также добавит огромный счет за топливо к стоимости всего плавания из Азии в Европу.
- Эксперты отрасли морских перевозок оценили стоимость простаивающих грузов на всех судах в пробке от $3 млрд до $9,6 млрд.
- Приблизительная оценка показывает, что блокировка канала обходится для торговых компаний почти в $400 млн в час.
- При этом трафик в северном направлении оценивается примерно в $5,1 млрд в день, а в южном — около $4,5 млрд, согласно расчетам аналитической компании Lloyd’s List.
- По оценкам немецкой страховой корпорации Allianz Group, блокировка Суэцкого канала может стоить мировой торговле от $6–10 млрд убытков в неделю.
- Как сообщал начальник канала, из-за инцидента Египет теряет до $14 млн в день.
- Через Суэцкий канал проходит около 12% мировой торговли. Канал пересекает примерно 50 судов в день. За год грузовые корабли перевозят по каналу товары на сумму более $1 трлн.
Нефть
- По словам аналитиков, в обычном режиме танкеры перевозят через канал до 1,74 млн баррелей нефти ежедневно. Компания по трекингу морских судов MarineTraffic сообщила изданию The Guardian, что в зонах ожидания находилось около 100 судов, груженных нефтью или нефтепродуктами.
- Компания TankerTrackers сообщила, что в пробке задержано 10 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов. Из них около 2,6 млн баррелей стоимостью примерно $160 млн принадлежит России.
- За время блокады канала цена за баррель нефти марки Brent поднялась до $64, а на пике она составляла более $65.
Другие товары
- В числе прочего в морскую пробку попало около 130 тыс. голов скота на 11 судах, отправленных из Румынии.
- Шведский мебельный гигант IKEA заявил, что 110 контейнеров компании застряли на Ever Given и других кораблях в канале.
- Van Rees Group, базирующаяся в Роттердаме, заявила, что 80 контейнеров с чаем на 15 судах ждут разблокировки путепровода, и для компании может наступить «хаос», поскольку запасы товара иссякли.
- Согласно данным Lloyd’s List, до 90% пострадавших грузов не было застраховано от задержек.
Происшествие, по словам экспертов, может заставить торговые компании переоценить свою стратегию бережливого производства «точно в срок» (Just in time).
- Такой подход заставляет предпринимателей из Европы и США искать наиболее дешевые локации для массового производства (зачастую в Восточной Азии или на Ближнем Востоке) и организовывать перевозку большого количества груза за раз, чтобы уменьшить транспортные расходы (сокращение трат на аренду нескольких кораблей/самолетов/фур).
- С другой стороны, бережливое производство призывает не формировать запасы товара на своих складах, чтобы не тратиться на хранение и не терять деньги в случае падения спроса на товар.
- Это также создает повышенную нагрузку на транспортные мощности, поскольку задержка продукции в пути резко снижает предложение компании и замедляет исполнение заказов.
Плюсы и минусы больших контейнеровозов
- Ever Given — это сверхбольшой контейнеровоз класса Triple E длиной 400 м и шириной 59 м. С учетом полной загруженности масса судна в Суэцком канале составила 220 тыс. тонн.
- По информации Bloomberg, на такие гигантские суда приходится около 90% грузов, перевозимых по морю.
- Аналитики утверждают, что в мире насчитывается около 180 подобных контейнеровозов, каждый из которых может перевозить более 15 тыс. контейнеров (Ever Given может перевозить 20 тыс.).
- Главное преимущество такого судна заключается в возможности перевозить большие объемы грузов, что сокращает затраты на фрахтование нескольких кораблей.
- Как пишет Guardian, суда таких размеров появились лишь в последние 10 лет. Быстрый рост их габаритов опередил увеличение пропускающей способности морской инфраструктуры.
- Для сравнения: около 15 лет назад на расширение Панамского канала ушло свыше $5 млрд. Однако он уже не соответствует стандартам, которые задают современные контейнеровозы.
- Также, по словам экспертов, многие портовые терминалы мира не справляются с судами таких размеров, а если по какой-то причине вход в порт будет заблокирован (авария, отключение электроэнергии), то контейнеровозы вообще не будут обслуживаться.
Тем не менее Bloomberg приводит информацию о том, как торговые компании продолжают заказывать сверхбольшие контейнеровозы.
- Korea Shipbuilding построит пять судов, каждое из которых сможет перевозить 13,2 тыс. контейнеров для тайваньской компании Wan Hai Lines Ltd. Корабли будут поставлены в первой половине 2023 года.
- Samsung Heavy построит 20 кораблей, каждый из которых сможет перевозить 15 тыс. контейнеров. Сумма судостроительного контракта составила 2,81 трлн вон (почти $2,5 млрд). Эти суда будут переданы неизвестному клиенту в Панаме к июню 2025 года.
Контекст. Ever Given в Суэцком канале
- 23 марта 2021 года судно Ever Given зацепило мель в Суэцком канале, из-за чего контейнеровоз изменил курс, врезался в берег и перегородил путепровод, кормой и носом уперевшись в берега.
- Причиной аварии называют плохую погоду (по словам капитана, всему виной — сильный порыв ветра) и возможные ошибки команды.
- Для извлечения контейнеровоза было задействовано 14 буксиров, а также несколько экскаваторов, земснарядов (плавсредства для извлечения подводного грунта) и спасательных кораблей.
- Судно сошло с мели во время прилива, после того как команде спасателей удалось извлечь из-под днища, кормы и носа 27 тыс. куб. метров песка.
- После нескольких неудачных попыток отбуксировать судно 28 марта президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси поручил начать подготовку к разгрузке контейнеров, чтобы снизить вес Ever Given и вытащить его, однако такие шаги не понадобились.
Случаи блокировки Суэцкого канала
- Дольше всего Суэцкий канал был закрыт с 1967 по 1975 годы, когда Египет заблокировал его во время арабо-израильских войн. Суда ходили в обход Африки 8 лет.
- В 2017 году на мель в Суэцком канале сел японский контейнеровоз OOCL. Причиной стали технические неполадки. Судно было отбуксировано спустя несколько часов.
- В 2020 году контейнеровоз Al Muraykh, зафрахтованный немецкой транснациональной компанией Hapag-Lloyd, сел на мель в южной части канала, заблокировав движение девяти судам, шедшим за ним. Корабль был снят с мели за 5 часов.
Фото обложки: Suez Canal Authority / dpa / Globallookpress