Зачем нужен Европарламент и как избираются депутаты
Европарламент (ЕП) считается одним из слабых институтов Европейского союза (ЕС). Это нижняя палата парламента ЕС, но в отличие от обычных национальных парламентов он не обладает собственным правом законодательной инициативы. Фактически Европарламент занимается тем, что рассматривает инициативы Еврокомиссии (ЕК), которая выполняет функции общеевропейского правительства. В большинстве случаев процедура выглядит так: Еврокомиссия представляет законопроект, следом Европарламент и
К наиболее важным функциям Европарламента относятся голосование по кандидатурам на пост председателя Еврокомиссии (сейчас его занимает Урсула фон дер Ляйен) и
Депутатские места в ЕП распределяются по принципу обратной пропорциональности: чем крупнее страна, от которой избирается депутат, тем большее количество избирателей он представляет. В результате страны с меньшим населением получают больше своих представителей. На текущий момент в Европарламенте заседают 705 депутатов, а в июне будут избраны 720 депутатов из 27 стран.
Евродепутаты выдвигаются от партий, зарегистрированных в странах-членах ЕС. Это, например, известные немецкие ХДС/ХСС и СПД, французские «Республиканцы» или «Национальный фронт», итальянские «Лига» или «Братья Италии» и др. Правила голосования и формирование избирательных округов устанавливает каждая страна самостоятельно.
По итогам голосования, которое будет проходить с 6 по 9 июня, избранные депутаты распределятся в общеевропейские партии и сформируют политические группы. В текущем созыве действуют семь партийных групп и отдельная группа независимых депутатов.
Какие важные законы принял созыв Европарламента за 5 лет работы
Действующий созыв Европарламента был избран в 2019 году и пережил сложные 5 лет. Европа переходила от одного кризиса к другому — Brexit, пандемия COVID-19, российско-украинский конфликт, проблемы нелегальной миграции.
Климатическая политика
Большой объем работы созыва касался экологической повестки, на волне которой и были избраны депутаты. Европейский «зеленый» курс и новая климатическая политика стали самой популярной темой последних лет и самой спорной.
В 2021 году был принят пакет предложений, закрепляющий в законодательстве ЕС цели по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Это включает задачи по снижению вредных выбросов в атмосферу во всех сферах: энергетической, промышленной, транспортной и аграрной. Приняты различные меры по сокращению эмиссии парниковых газов, среди них запрет на продажу новых дизельных и бензиновых автомобилей (вступит в силу с 2035 года), регулирующие уровень выбросов выхлопных газов автомобилей сертификаты CO2 и пр.
Однако все чаще звучат мнения, что европейские партии пытаются сделать климатическую политику ответственной за все «плохое». Для объяснения причин роста цен на энергию и продовольствие политики используют экологическую повестку и активно лоббируют еще больший контроль за климатическими процессами. В ответ правые популисты все громче заявляют о слишком высокой цене для рядового европейца за многочисленные дорогостоящие климатические инициативы и выступают за отмену дополнительных тарифов и пошлин, ложащихся бременем на бизнес, особенно на агропром.
Перекосы «зеленой политики» привели к тому, что поддержка общеевропейских «Зеленых» в этот раз значительно снизилась, что фиксируют предвыборные опросы. Данный расклад заставляет многих опасаться сворачивания экологических инициатив в Европе в ближайшее время.
Технологии
Другим важным направлением работы созыва стало регулирование работы крупных технологических компаний и развитие конкуренции на цифровом рынке Европы. Тут можно выделить два важных закона:
- Закон о цифровых услугах (DSA, 2023) устанавливает правила того, как крупные технологические платформы должны отслеживать и удалять незаконный, мошеннический и фейковый контент в интернете, а также обеспечивать прозрачный доступ к работе платформ;
- Закон о цифровых рынках (DMA, 2024) налагает ряд правил и обязательств на крупные технологические компании Google, Amazon, Apple, Microsoft, Meta и ByteDance.
DMA и DSA ярко демонстрируют, что основные законодательные усилия ЕС были призваны в первую очередь взять под контроль разрастающуюся власть крупных технологических компаний. Особенно это касается китайских компаний, поскольку их технологические возможности и растущее влияние вызывают наибольшие опасения европейцев.
Дополнительные «препятствия» китайским компаниям созданы и различными регулирующими актами. Например, ЕС имеет право проверять субсидии от правительств неевропейских стран компаниям в Европе. Также ЕС может вводить торговые и инвестиционные ограничения для экономических субъектов, если они участвуют в экономическом принуждении против ЕС . Схема сертификации кибербезопасности ЕС устанавливает стандарты, которым должны соответствовать такие продукты, как оборудование 5G и устройства интернета вещей, прежде чем они будут проданы на рынке ЕС (затрагивает китайские компании Huawei и ZTE). Также планируется ввести новый экспортный контроль, чтобы ограничить продажу таких чувствительных технологий, как полупроводники, квантовые вычисления и программное обеспечение искусственного интеллекта, «странам, вызывающим обеспокоенность».
Евродепутаты приняли закон, регулирующий сферу ИИ, который считается первым в мире законом в этой области. Он регламентирует разработку и использование ИИ, предусматривает значительные штрафы и обязательные требования для профильных организаций — не только европейских, но и тех, чьи разработки используются в ЕС. Под закон также создан специальный контролирующий орган — Европейский офис по ИИ.
Безопасность и санкции
Европейский парламент играет важную роль в санкционной политике против России. Темы безопасности Европы, помощи Украине и разрыва экономических связей с РФ стали одними из главных в работе структур ЕС в последние годы.
Европарламент еще весной 2022 года подавляющим большинством голосов принял резолюцию, призывающую ЕС ввести санкции в отношении европейцев, все еще входящих в советы директоров крупнейших российских компаний, и политиков, получающих российские деньги. Именно парламент принимает правила для реализации определенных типов санкций, таких как финансовые и торговые ограничения, одобряет санкционные списки.
В Европарламенте проходят дебаты и голосование по резолюциям для оценки эффективности санкций ЕС, озвучиваются призывы к закрытию лазеек, введению уголовной ответственности за нарушение санкций, расширению сферы применения запретов и усилению давления через новые пакеты ограничений — 14-й пакет санкций может быть принят в середине июня.
Значимую роль Европарламент играет и вопросах поддержки Украины, ставших одним из самых болезненных для европейцев в последние месяцы. Депутаты подавляющим большинством принимают решения о выделении финансовых средств Украине, но в целом находятся в стороне от острых дискуссий и переговоров.
Миграционная политика
Текущему созыву Европарламента удалось принять пакет законов в сфере миграционной политики, который вызывал споры и разногласия последнее десятилетие.
Принятый в апреле «миграционный пакт» направлен на серьезное реформирование политики ЕС в этой области: новые меры позволят сократить количество нелегалов и более равномерно распределить поток мигрантов по странам Европы. Главное новшество — «механизм солидарности»: теперь страны обязаны выбрать между приемом беженцев (30 тыс. человек) или выплатой не менее €20 тыс. на человека в фонд ЕС. Также предложена более быстрая обработка заявок на получение убежища, создание охраняемых пограничных лагерей для тех, кому отказано, и их ускоренная депортация.
Критика проекта звучит со стороны отдельных стран (Польша, Венгрия), которые утверждают, что пакт ставит безопасность границ выше гуманитарной защиты и подрывает права на убежище. Миграционная политика продолжает остро стоять перед многими европейскими государствами, влиять на рейтинги политиков, но сами евродепутаты считают закон своим успехом.
Как будет выглядеть Европарламент после выборов и почему растет популярность ультраправых партий
В прошлый созыв больше половины мест в Европарламенте занимали две крупнейшие проевропейские фракции: правоцентристская «Европейская народная партия» (EPP) и социал-демократическая «Европейские социалисты и демократы» (S&D). Однако на выборах 2019 года EPP и S&D получили меньше половины мандатов и были вынуждены договариваться и вступать в коалиции с другими более мелкими партиями: с либеральной «Обновляя Европу» (Renew Europe), с «Зелеными» (EGP) и крайне левыми (The Left). В итоге ультраправые фракции «Европейских консерваторов и реформистов» (ECR) и «Идентичность и демократия» (ID) не объединялись в коалиции с двумя крупнейшими фракциями.
Однако последние прогнозы свидетельствуют о грядущем неминуемом увеличении доли ультраправых в новом созыве, при большом снижении поддержки «Зеленых», о чем упоминалось выше. Увеличение представительства ультраправых, по некоторым оценкам, может достигнуть четверти мест. Изменение баланса сил будет означать необходимость для центристов рассматривать варианты союзов, ранее казавшихся невозможными.
Расширение представительства «Европейских консерваторов и реформистов» (ECR) может обеспечить победа правых партий в таких странах, как Италия, Польша, Швеция, Бельгия. Если к ним решит присоединиться и правящая партия Венгрии «Фидес», то «консерваторы» могут даже стать третьим по силе блоком в ЕП. В пользу ультраправой «Идентичности и демократии» (ID), вероятнее всего, проголосуют Франция, Австрия, Нидерланды, Бельгия.
Показательным стал майский конфликт между правыми Франции и Германии, который привел к скандалу. Правопопулистская французская партия «Национальное объединение» отказалась от сотрудничества с германской праворадикальной «Альтернативой для Германии» («АдГ») из-за комментариев депутата ЕП от «АдГ» Максимилиана Кра о том, что «не все члены СС были преступниками». Следом за отказ от сотрудничества с «АдГ» проголосовали правые Италии, Франции, Бельгии и Чехии. Против выступили австрийские и эстонские члены фракции.
Этого хватит — «АдГ» переходит от одной провокации к другой. Пришло время окончательно порвать с этим движением, у которого нет руководства и которое явно находится под влиянием радикальных группировок внутри него.
Марин Ле Пен
лидер «Национального объединения»
Заранее отказались вступать в любые союзы с ультраправыми ведущие левые партии Европы, пообещав «неустанно бороться с ненавистью, расизмом и ксенофобией». Поведение же крупнейших фракций правоцентристов и социал-демократов, очевидно, будет зависеть от результатов ультраправых, но игнорировать, как раньше, их уже не удастся.
Фото обложки: Unsplash