Мир в огнеДеталиЭкология

Европейцы пересядут на экологичные автомобили к 2035 году. Чем «зеленый» транспорт грозит экономике и так ли он безопасен для природы

Некоторые страны ЕС заявили, что у них нет необходимой инфраструктуры и условий, чтобы успеть перейти на электрокары в срок.

Эксперты отметили, что такой быстрый отказ от машин на двигателях внутреннего сгорания грозит Европе потерей рабочих мест, а также способен не защитить природу, а наоборот, навредить ей.

Что произошло

Страны ЕС договорились к 2035 году прекратить продажи новых автомобилей на двигателях внутреннего сгорания.

Тенденция

Ранее многие автоконцерны представили планы по переходу на производство электрокаров. Среди них, например, — Volkswagen, BMW, Ford и Nissan.

В цифрах

В 2021 году продажи электромобилей в мире удвоились до 4,6 млн. Впервые было продано больше электрокаров, чем гибридов. 

Но при этом

По мнению экспертов, решение ЕС серьезно угрожает экономике. Также властям и автопроизводителям придется решать вопрос эффективной утилизации батарей электрокаров.

Что произошло

Страны Европейского союза заключили несколько соглашений о противодействии изменению климата. 

  • Одно из них — прекратить к 2035 году продажи новых автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания (ДВС). 
  • Как отметил Bloomberg, это означает, что автомобильным компаниям, которые представлены на европейском рынке, придется перейти на производство электрических моделей в течение ближайших десяти лет.

Благодаря принятым ЕС мерам страны-участницы рассчитывают к 2030 году сократить свои выбросы на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. 

  • Страны ЕС также договорились об общей цели — к 2030 году получать 40% энергии из возобновляемых источников.
  • Помимо этого, ЕС поддержал принятие закона, требующего от стран-участниц расширять площадь лесов и активнее заботиться о состоянии почвы и водоемов, поскольку они являются естественными поглотителями углерода.

Тенденция

Еврокомиссия обязала страны ЕС подготовить законопроекты по отказу от двигателей внутреннего сгорания еще в 2021 году. На этом фоне многие автопроизводители представили планы по переходу на производство электрокаров.

  • Lamborghini объявила о намерении к 2024 году электрифицировать все модели. Свой первый гибридный автомобиль компания готовится представить в 2023 году.
  • Jaguar рассчитывает, что откажется от ДВС и «превратится в чисто электрический люксовый бренд» уже в 2025 году.
  • Opel прекратит производство моделей с двигателями внутреннего сгорания в Европе к 2028 году, сообщили в компании.
  • Mercedes-Benz планирует полностью перейти на электромобили в 2030 году. О подобных планах заявили и в Bentley.
  • Ford намеревается к 2030 году продавать в Европе только электромобили (компания сделала это заявление в прошлом году, когда в линейке Ford было всего два электромобиля).
  • Nissan рассчитывает оснащать все свои новые автомобили электродвигателями также к 2030 году. Электрокары будут продавать на ключевых для компании Nissan рынках — в Европе, а также Японии, Китае и США.
  • Volkswagen планирует прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Европе к 2035 году. Переход на экологичные машины в других странах, по оценкам компании, займет больше времени.
  • General Motors планирует к 2035 году полностью отказаться от производства бензиновых и дизельных автомобилей. 
  • Ранее Honda намеревалась снять с конвейера машины с ДВС к 2040 году, однако в 2021-м в компании заявляли о готовности ускорить переход, если инициатива ЕС будет принята.

В цифрах

Популярность электрокаров растет во всем мире.

  • По данным рейтинга аналитиков мюнхенской выставочной площадки IAA Mobility, к концу 2020 года в мире насчитывалось около 10 млн электромобилей. Больше всего их было в Китае — 4,2 млн машин, Европе — 3,2 млн и в США — 1,7 млн. В Китае на тысячу жителей приходилось 3 автомобиля, в США — 5,2, в Европе — 6,1.
  • По итогам прошлого года мировые продажи электромобилей удвоились и достигли 4,6 млн единиц. В 2021-м впервые в мире было продано больше электрокаров, чем гибридов.
  • По подсчетам аналитиков, к 2040 году число электромобилей в мире превысит 400 млн.

Исследования показывают, что транспорт генерирует около 25–30% от общего объема выбросов углерода в ЕС в год. Электрокары во многом способны решить эту проблему. По данным Международного совета по экологически чистому транспорту, в Европе выбросы углекислого газа на протяжении всего срока службы электромобиля оказались на 66–69% ниже, чем у бензиновых авто. 

Но при этом

Инициатива ЕС, несмотря на свою экологичность, имеет ряд недостатков, отметили эксперты.

  • Неудобно. Власти Польши заявили, что не смогут поддержать запрет Евросоюза на ДВС. «Нам нужны приемлемые цены на эти машины и вся инфраструктура для них. Сегодня ни одна страна не готова», — отметила министр климата и окружающей среды Польши Анна Москва.
  • Слишком быстро. Италия, Португалия, Словакия, Румыния и Болгария просили «адекватного переходного периода» — отсрочки до 2040 года. 
  • Беда не в ДВС. В Германии указывали, что решение Евросоюза будет серьезно угрожать автопроизводителям и призывали найти менее болезненный компромисс — например, перевод машин с ДВС на более экологичное синтетическое топливо. О том, что наибольшую угрозу для экологии представляет ископаемое топливо, а не ДВС, заявила и Toyota. Сама компания предлагает использовать вместо бензина водород.
  • Угроза экономике. Ранее аналитики подсчитали, что более 500 тыс. рабочих мест в Евросоюзе могут исчезнуть из-за запрета продаж новых автомобилей с ДВС. При этом новых вакансий появится значительно меньше — 226 тыс.
  • Сложно утилизировать. Когда срок службы батареи электрокара подходит к концу, ее экологические преимущества исчезают, отмечают ученые. Аккумулятор, оказавшийся на свалке, начнет выделять токсины, в том числе тяжелые металлы. Поэтому властям и автопроизводителям предстоит наладить процесс переработки. Хотя некоторые автопроизводители, например Tesla, уже сейчас перерабатывают отслужившие батареи. С наступлением «эры электрокаров» потребуется увеличить число заводов и их мощности, чтобы справиться с резко возросшим количеством отходов.
Копировать ссылкуСкопировано