КапиталДетали

Новости в обмен на еду: VK и «Яндекс» начали передел цифровых рынков. Что это даст компаниям и почему антимонопольная служба может быть против

VK и «Яндекс» разделили активы по стратегическим интересам. Что изменится в жизни пользователей и при чем здесь «Сбер» — в материале «Московских новостей».

Что произошло

«Яндекс» объявил о сделке с VK: компания продаст группе «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», а взамен приобретет Delivery Club.

Расклад сил 

VK получит контентные сервисы, на которые делает ставку, и сможет нарастить аудиторию. А Delivery Club поможет «Яндексу» увеличить количество ресторанов-партнеров и заказов.

Но при этом 

Одобрить сделку должна ФАС. В СМИ считают, что антимонопольная служба может не разрешить фактическое слияние Delivery Club и «Яндекс Еды».

Тенденция

VK последовательно скупает активы и расширяет сферы деятельности, претендуя на покупку почти всех выставленных на продажу перспективных цифровых сервисов.

Что произошло

«Яндекс» объявил о покупке Delivery Club у VK, а также о продаже сервисов«Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен». 

VK в свою очередь объявил о поглощении «Дзена» с «Новостями» и выходе из совместного бизнеса со «Сбером»: в их предприятие «О2О Холдинг» входят, например, сервис доставки продуктов «Самокат», каршеринг «Ситидрайв» и служба доставки готовой еды «Кухня на районе». 

  • «Сервисы «Дзен» и «Новости» после закрытия сделки и перехода под управление VK будут доступны на портале dzen.ru, где также будут размещены другие сервисы и поисковая строка «Яндекса». «Дзен» сохранит действующие инструменты монетизации контента для авторов», — сообщили в VK.
  • Новой главной страницей «Яндекса» станет ya.ru — после закрытия сделки она будет основной точкой входа в «Поиск», «Почту» и другие сервисы компании. Посмотреть, как будет выглядеть новая главная, можно уже сейчас — на new.ya.ru.
  • Приложение «Яндекс» для Android переименуют в «Яндекс Старт», оно будет работать как браузер; стартовую страницу можно будет выбрать в настройках. Приложение «Яндекс» для iOS продолжит работать в привычном режиме, но без «Дзена» и «Новостей».
  • «Яндекс» сохранит бренд Delivery Club, приложение и сайт будут работать как раньше, объявили представители ИТ-гиганта.
  • Компании подписали обязывающие документы о сделке, закрыть ее планируют в ближайшие месяцы после согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Расклад сил

«Сбер», VK и «Яндекс» разделили активы по стратегическим интересам — так менеджеры VK объяснили сделку сотрудникам. 

  • VK получит контентные сервисы, на которые и делает ставку. «Дзен» поможет VK нарастить аудиторию и расширить арсенал рекламных инструментов. По итогам 2021 года аудитория «Дзена» составила 22 млн пользователей в день, а число активных блогеров на платформе составило 50 тыс., по данным «Яндекса». «Новости» — бизнес поменьше. На февраль 2022 года дневная аудитория «Новостей» составляла 10,5 млн человек, по данным «Яндекс.Радара».
  • «Дзен» — единственная большая контентная платформа в России, не принадлежащая VK. Если объединить его с «ВКонтакте» и «Одноклассниками», получится вся аудитория Рунета», — объяснил эксперт.
  • «Яндекс» давно намеревался избавиться от «Новостей», сообщили журналистам источники, близкие к компании. О планах «Яндекса» продать «Новости» и «Дзен» СМИ писали в марте. Источники заявляли, что «Яндекс» планирует развиваться как технологичная компания, а «Яндекс.Дзен» двигается больше в сторону соцсетей». Что касается «Яндекс.Новостей», то, по словам источников, сервис продают, потому что он вызывает «много критики со всех сторон». Например, депутаты Госдумы неоднократно обвиняли «Яндекс» в том, что компания влияет на формирование топа «Новостей» и «специально нагнетает социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией».
  • «Яндекс», в свою очередь, приобретет службу доставки еды. После закрытия сделки Delivery Club и «Яндекс Еда» перейдут на единую технологическую платформу — за счет этого плотность заказов, то есть их число на квадратный километр, станет выше. Курьеры смогут выполнять больше доставок в пределах района: пользователи — получать заказы быстрее, а зона доставки расширится. Это позволит «Яндексу» увеличить число клиентов и привлечь новые рестораны к сотрудничеству.
  • VK при «разводе» со «Сбером» избавится от убыточных проектов. Совместное предприятие не приносило прибыли владельцам: за 2021 год чистый убыток «O2O» составил 14,4 млрд рублей, в 2020-м — 10,5 млрд рублей. Активы «О2О» (кроме проданного «Яндексу» Delivery Club и владельцу «Таксовичкоф» «Ситимобила») перейдут к «Сберу», сообщали ранее СМИ со ссылкой на источники. Также известно, что входящую в «О2О» «Кухню на районе» компании тоже намерены продать.

В VK ранее сообщили, что санкции в отношении гендиректора предприятия Владимира Кириенко не повлияли на компанию. Санкции в отношении главы «Яндекса» на компании также отразиться не должны, говорили юристы.

Но при этом

Возможную сделку VK с «Яндексом» еще предстоит рассмотреть ФАС. В антимонопольной службе уточнили, что пока не получали ходатайство о покупке Delivery Club «Яндексом», однако «в случае его поступления в установленном порядке служба оценит влияние сделки на рынок». Одобрит ли регулятор фактическое слияние «Яндекс Еды» и Delivery Club — большой вопрос, отметил ранее The Bell. 

  • Объем рынка доставки еды, по оценкам РАЭК, в 2020 году составлял 316,4 млрд рублей, и в последние несколько лет он рос в среднем на 69%. 
  • Выручка Delivery Club за прошлый год выросла на 60%, до 16,2 млрд рублей, число заказов увеличилось почти в 1,5 раза — до 87 млн.
  • В первом квартале 2022 года Delivery Club оказался в лидерах по количеству покупок, заняв 42% рынка. Доля его ближайшего конкурента — «Яндекс Еды» — составила 35%, подсчитали в Tinkoff Data.

Тенденция

VK в последние месяцы расширяет сферы деятельности и, как отмечают СМИ, «претендует почти на все крупные интернет-активы, выставленные на продажу» и «пытается превратиться в главную ИT-компанию России».

  • Холдинг VK планирует купить сервисы онлайн-бронирования жилья — краснодарский Tvil и ульяновский «Суточно.ру», узнал в июле Forbes от источников. Этим рынком компания заинтересовалась после ухода из России Booking.com и Airbnb.ru.
  • Также в июле СМИ сообщили, что соцсеть намерена купить онлайн-школу Skyeng. Сейчас на рынке коммерческого образования нет ярко выраженного лидера. А у VK есть все шансы им стать — и Skyeng на этом пути может быть полезным приобретением, объяснил собеседник The Bell, знакомый с планами компании.
  • Среди других возможных покупок группы — сервис онлайн-объявлений Avito с его 92 млн пользователей.
  • VK также участвует в гонке за обладанием онлайн-кинотеатром ivi крупнейшим по выручке стриминга в России.
  • VK и Lesta Games будут сообща развивать индустрию игр и киберспорт в России — они заключили соответствующее партнерское соглашение. Планируется создание совместных продуктовых интеграций, игрового, развлекательного и обучающего контента.
  • А еще VK намерен заняться цифровой дистрибуцией музыки на стриминговые платформы. Сейчас компания уже работает над созданием собственного музыкального лейбла.

Фото обложки: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано