Развитие фитнес-бизнеса в России
За первые 6 месяцев 2024-го в России открылось 370 фитнес-клубов. К концу года число новых спортзалов достигнет 700 — рекордный показатель за последние 5 лет, прогнозируют в Национальном фитнес-сообществе (НФС). Самый быстроразвивающийся формат фитнес-бизнеса сегодня — небольшие студии. На них приходится 72% от общего числа объектов, а по итогам 2024-го этот показатель может вырасти до 80%.
Причина популярности маленьких залов — в сравнительно небольших вложениях, говорят в НФС. На такой бизнес требуется от 1,7 млн до 15 млн рублей — в зависимости от локации, площади и функциональности. Например, чтобы открыть фитнес-клуб площадью до 500 кв. метров с групповыми программами, йогой и танцами, нужно порядка 1 млн рублей. На запуск студии с персональными тренерами и специализированным спортивным оборудованием придется потратить от 10 млн рублей. А средняя стоимость фитнес-студии под ключ — 2 млн рублей.
На фоне развития студийного формата появился новый тренд «бизнеса на чужом бизнесе». Теперь можно купить готовые фитнес-студии под ключ. Так, на крупных платформах размещения объявлений можно найти более 120 предложений о продаже готовых фитнес-объектов, три четверти из которых приходится именно на студии. Более того, собственники объектов коммерческой недвижимости в новых жилых комплексах заранее адаптируют пространства под фитнес-студии и предлагают купить или арендовать готовый бизнес.
Елена Силина
глава Национального фитнес-сообщества
Всего в России работает 9,3 тыс. фитнес-клубов. В первом полугодии 2024-го они заработали 94,7 млрд рублей (+11% год к году). Причем индустрия прибавила по всем показателям: посещаемость выросла на 11,7%, продажи клубных карт — на 11%, дополнительных услуг — на 12%. На втором месте по доле рынка после небольших студий —многофункциональные клубы с массажем, спа, бассейном и т.д. (12%), на третьем — классические залы без дополнительных услуг (9%).
Крупнейшие фитнес-сети в России — World Class, Spirit, «Территория фитнеса», X-Fit и DDX. Больше всего спортивных залов в Москве и Подмосковье (47% от общего числа объектов), а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (14%).
Абонемент в фитнес-клуб: цены 2024
Стоимость клубных карт и абонементов увеличивается из года в год. С начала 2024-го рост в среднем по стране составил 15%: клубы сегмента «эконом» подняли ценник примерно на 5%, «бизнес» — на 10–12%, «премиум» — на 20%. Например, в Москве за премиум-карту придется отдать в среднем 150 тыс. рублей в год, за «бизнес» — 55 тыс. рублей, за «эконом» — 20 тыс. рублей. В регионах стоимость значительно ниже: так, «премиум» обойдется в 45 тыс. рублей, «бизнес» — в 27 тыс. рублей, а «эконом» — в 14 тыс. рублей в год.
По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии, за 2023-й число россиян, которые занимаются в студиях, выросло на 6–7% — до 6,5 млн человек. Аналитики прогнозируют, что по итогам 2024-го этот показатель увеличится еще на 4–6%. Рост спроса связывают с общим трендом на здоровый образ жизни и переходом клубов на ежемесячные платежи (вместо единовременной платы за весь абонемент). В FitnessData подсчитали, что россияне отдают за фитнес примерно 33 тыс. рублей в год, в Москве траты выше — 43 тыс. рублей.
Рост интереса к фитнесу повлиял и на смежный рынок: согласно подсчетам «Чек Индекса», в январе 2024-го число покупок спорттоваров выросло на 7% год к году, средний чек увеличился на 4%. «Коммерсант» пишет, что ритейлерам удалось восстановить ассортимент после ухода зарубежных брендов, в том числе за счет новых марок. Например, на Ozon в минувшем году активно наращивали присутствие российские спортивные бренды Forward, PROfit, Demix и Termit, также на платформе появились популярные в Азии марки Li-ning, 361, Erke и Xtep.
Сколько на фитнес тратят в Европе и США
По данным исследовательской компании Fortune Business Insights, в 2022 году мировая фитнес-индустрия оценивалась в $104 млрд. Ожидается, что к 2030-му этот показатель достигнет $202 млрд (среднегодовой рост в 8%). Доминирует на глобальном рынке Северная Америка — с долей более 40%.
Крупнейшие сети фитнеса по объему выручки в мире — тоже американские: 24 Hour Fitness ($4,1 млрд в 2023 году), LifeTime ($2,2 млрд) и LA Fitness ($2,1 млрд). Жители США тратят на фитнес и здоровый образ жизни в среднем $155 в месяц (примерно $112 тыс. за всю жизнь). Причем треть этой суммы уходит на пищевые добавки (протеин, витамины и т.д.), а на одежду для фитнеса, абонемент в спортзал и персонального тренера — $80 в общей сложности.
В Европе больше всего на фитнес, пищевые добавки и спорттовары тратят итальянцы ($154 в месяц), французы ($132,5) и немцы ($132,3), подсчитали в
Фото обложки: Freepik