Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Хакасии планируют масштабное расширение горнолыжного комплекса в Саяногорске
Участники проекта озвучили планы по размеру инвестиций в расширение горнолыжного курорта «Гладенькая» в предгорьях Западного Саяна: в ближайшие 3 года их объем составит 1,7 млрд рублей, а в перспективе достигнет 14,2 млрд.
Факты
- Горнолыжный комплекс «Гладенькая» расположен в предгорьях Западного Саяна недалеко от Саяно-Шушенского заповедника в Бейском районе в 120 км от Абакана. Общая протяженность спусков разной сложности составляет 8 км, часть из них — сертифицирована Международной федерацией горнолыжного спорта.
- Первая трасса на курорте была заложена в 1983 году. После нескольких неудачных попыток построить возле нее деревянные здания был возведен комплекс, состоящий из вагончиков: эта «гостиница» сохранилась на месте до сих пор.
- Соглашение «о заинтересованности в реализации» данного проекта в сентябре 2022 года подписали республиканские власти и компания РУСАЛ, которая разработала мастер-план развития курорта до 2025 года и намерена выступить в роли инвестора.
- На данный момент на курорте «Гладенькая» работают пункты проката спортивного инвентаря, один бугельный и два канатно-кресельных подъемника, три гостиничных комплекса, несколько кафе, баня и детская горнолыжная школа «Саяшка».
Перспективы
- В настоящий момент власти Хакасии ведут работу по выделению инвестору земельного участка без торгов для реализации инвестпроекта «Развитие горнолыжного курорта «Гладенькая».
- С учетом роста показателей внутреннего туризма инвестор при поддержке корпорации «Туризм.РФ» намерен вкладывать средства в реконструкцию и строительство инфраструктуры комплекса.
- На территории действующего горнолыжного курорта «Гладенькая» будет построено 30 современных круглогодичных глэмпингов, новый четырехзвездочный отель на 70 номеров со всеми удобствами и высококлассные шале с тренажерным залом, спа-зоной и бассейном.
- В рамках модернизации курорта планируется реновация уже построенных гостиниц «Жарки» и «Гладенькая», а также возведение кафе, ресторанов и прокладка новых горнолыжных трасс, в том числе предназначенных для детей.
Риски
- На курорте отмечается низкий уровень сервиса, частые поломки снежных пушек приводят к тому, что на трассах бывает недостаточно снега. Перебои в работе трасс и подъемников, плохое обслуживание — все это буквально стало нормой для курорта «Гладенькая». Существует запрос на полное обновление инфраструктуры, а не на расширение уже имеющейся.
- Качество единственной дороги, которая ведет на курорт — крайне низкое, а туристы из других регионов вынуждены добираться до Абакана на самолете или поезде, затем пересаживаться на такси или автобус до Саяногорска и по завышенным ценам ехать до курорта на такси.
- Расширение горнолыжного курорта сопряжено с экологическими проблемами: в апреле 2023 года Россельхознадзор подтвердил факт выборочной рубки деревьев на территории, прилегающей к «Гладенькой», и на самом курорте.
- Курорту в Хакасии предстоит конкурировать с находящимся в соседней Кемеровской области Шерегешем, который уже привлекает большое количество туристов со всей России и активно развивается при поддержке региональных властей и крупных федеральных инвесторов. «Гладенькая» рискует не выдержать соперничества и остаться небольшим курортом местного значения.
В Подмосковье запустят производство магистральных полуприцепов
Инвесторы определились с суммой вложений в новый машиностроительный завод компании «Грюнвальд» на территории индустриального парка «Есипово» в Подмосковье: для реализации проекта привлекут 1 млрд рублей.
Факты
- «Есипово» — первый государственный индустриальный парк (тип greenfield) Московской области был открыт в 2015 году в городском округе Солнечногорск недалеко от Ленинградского шоссе. С 2019 года в «Есипово» работал завод Mercedes, в настоящий момент сменивший собственника на российского.
- Индустриальным парком управляет АО «Корпорация развития Московской области», на данный момент он заполнен на 82%, а в 2022 году привлек более 1 млрд рублей инвестиций.
- «Грюнвальд» — учрежденная в 2007 году российская компания, изначально ориентировавшаяся на сборку прицепов и полуприцепов из германских компонентов. В 2009 году компания наладила выпуск продукции на территории заброшенного завода в Калининграде, а в 2013 году построила новый завод на выезде из города.
- В 2021 году продажи компании выросли на 50%, а объем выпуска продукции составил 2300 единиц.
- Предприятия «Грюнвальда» ежегодно производят в России около 4 тыс. единиц техники.
Перспективы
- Общий объем инвестиций в реализацию нового проекта в Московской области составит около 1 млрд рублей.
- На первый квартал 2024-го запланировано начало строительства производственного комплекса по аналогии с заводом в Калининграде.
- На этом же этапе на территории площадью 9 тыс. квадратных метров будет построен административно-производственный комплекс с двухпролетным цехом и завод.
- Уже на первом этапе реализации данного проекта будет создано почти 200 рабочих мест.
- В середине 2025 года — предприятие «Грюнвальда», как ожидается, будет введено в эксплуатацию, что увеличит объем выпускаемой продукции до 5–7 тыс. единиц ежегодно.
- В течение ближайших двух лет на территории индустриального парка планируется запуск производства магистральных полуприцепов: шторных, бортовых, рефрижераторов и полуприцепов-контейнеровозов.
Риски
- При реализации данного проекта инвестору необходимо решить вопрос замещения европейских компонентов и запчастей.
- Непросто обстоят дела и с ценами на полуприцепы «Грюнвальд», это серьезно осложняет их сбыт в России. Новые тентованные прицепы этой компании стоят примерно 1,5–2 млн рублей, а контейнеровоз — от 1,5 млн до 1,8 млн рублей. На рынке есть более привлекательные предложения подобной продукции: например, один из прямых конкурентов — новгородская компания «Новтрак» просит около 1 млн рублей за свои полуприцепы.
В Тульской области «Газпром» запустил строительство литейного цеха по выпуску газотурбинных лопаток
Крупнейший в России специализированный производственный комплекс рассчитывают возвести в 2025 году, а уже в 2026-м — наладить серийный выпуск продукции.
Факты
«Газпром», Минпромторг РФ и правительство Тульской области подписали соглашение о сотрудничестве в июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме. Документ подразумевает строительство «Газпромом» в Тульской области крупнейшего в России специализированного литейного комплекса по изготовлению турбинных лопаток.
- Реализацией проекта занимается ООО «Газпром энергохолдинг литейные технологии» (входит в компанию ООО «Газпром энергохолдинг», управляющую энергетическими активами «Газпрома»).
- Комплекс площадью 12 тыс. кв. метров возводят на территории особой экономической зоны «Узловая» в Тульской области, расположенной в 40 км от регионального центра. Ее резиденты не платят налог на имущество, землю и транспорт, налог на прибыль в течение 10 лет рассчитывается по ставке 2%. Снижена и стоимость аренды земли.
- В церемонии запуска строительства нового литейного комплекса в октябре 2023-го приняли участие губернатор Тульской области Алексей Дюмин и председатель правления ПАО «Газпром» А. Миллер.
Перспективы
- Размер общих инвестиций оценивается в 13 млрд рублей, реализация проекта также позволит создать более 500 новых рабочих мест.
- Запуск цеха позволит локализовать изготовление лопаток и других элементов горячего тракта для ГПА-32 «Ладога» (газовая турбина мощностью 32 МВт производства АО «РЭП Холдинг») и выпускать лопатки для других промышленных, энергетических и судовых газовых турбин, в том числе агрегатов большой мощности.
- Лопатки — наиболее сложный элемент турбины. Их срок службы — ограничен, также они нуждаются в регулярной замене из-за постоянных нагрузок и воздействия сверхвысоких температур: спрос на эту продукцию, вероятно, будет стабильно высоким. Кроме того, лопатки широко применяет сам «Газпром» на объектах добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья.
- Ранее зависимость России от импорта газовых турбин и их компонентов оценивалась почти в 90%. После прекращения поставок из-за санкций российские компании начали активно работать над созданием собственного производства турбинных лопаток: похожие проекты развивают ООО «Современные технологии газовых турбин» (проект по производству лопаток для газовых турбин большой мощности в Санкт-Петербурге, инвестиции — 6,4 млрд рублей) и ООО «Силовые машины» (проект в Санкт-Петербурге, в октябре 2023 года запущено производство лопаток для турбин мощностью 65 МВт, готовится к запуску производство более крупных лопаток для турбин мощностью 170 МВт).
- В России сформировалась производственная база для выпуска турбин малой и средней мощности до 50 МВт («РЭП Холдинг» («Газпром»), ОДК («Ростех»), ИНГК и другие). Собственное производство турбин большой мощности в России осваивают «Силовые машины» (модели турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170) и «Ростех» (модель турбины ГТД-110М, разработана ОДК «Сатурн»).
Риски
- «Газпрому» неизбежно придется конкурировать с другими производителями лопаток, обладающими серьезным опытом в этой области: «Силовые машины» уже построили литейный цех и выпустили первую лопатку. При этом сложно оценить, как будут соотноситься мощности этих предприятий: СТГТ рассчитывает выпускать семь комплектов лопаток в год, «Силовые машины» — 16, с возможным расширением до 24 комплектов. Будущие объемы производства «Газпром» считает количеством отливок — их планируется 34 тыс. в год.
- В среднесрочной перспективе, пока стабильное производство лопаток в России только налаживается, рынок будет нуждаться в поставках из-за рубежа: вероятно, это будут производители из Китая, которые уже освоили выпуск турбинных лопаток. Доля КНР (вместе с другими странами, не присоединившимися к санкциям) в импорте газовых турбин и их компонентов составляла до 2022 года менее 7%; однако в текущей ситуации Китай способен нарастить поставки компонентов, что будет способствовать усилению конкуренции на рынке.