КапиталДеталиТехнологии

Глобальный дефицит микросхем обрушил автопром. Проблема актуальна и в России

Автогиганты по всему миру терпят миллиардные убытки.

Российским машинам не хватает чипов для ГЛОНАСС.

В мире наступил глобальный дефицит микросхем, который сказывается на различных отраслях — от медицины и производства бытовой техники до автомобилестроения. Последняя сфера пострадала особенно сильно: чипы используются при изготовлении систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем. 

  • По оценке IHS Markit, в первом квартале 2021 года будет произведено почти на миллион легковых автомобилей меньше из-за перебоев в поставках микросхем.
  • Эксперты заявили, что российские производители автомобилей испытывают дефицит компонентов и работают по их фактическому наличию. Производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС (в том числе для завода КАМАЗ) сообщают о 40-процентной нехватке чипов. На АвтоВАЗе создана специальная рабочая группа по мониторингу ситуации.
  • General Motors из-за нехватки чипов приостановила производство на двух заводах США до середины апреля и на производстве в Мексике до конца марта. Завод в Бразилии будет приостановлен на апрель-май. По прогнозам, компания может недополучить до $2 млрд прибыли по итогам года.
  • Ford Motor Company заявила, что нехватка чипов может сократить производство компании в первом квартале 2012 года на 20% и нанести ущерб в $2,5 млрд. Ранее компания сократила производство своего самого популярного пикапа F-150.

Рост цен на автомобили в России

  • На фоне дефицита автомобили подорожали. За первые несколько недель 2021 года цены выросли на 3–5%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост в течение всего года.
  • В начале года спрос на новые автомобили упал. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе 2021-го продажи сократились на 4,2%, или на 4156 штук в сравнении с январем 2020 года (всего — 95 213 автомобилей). Однако уже в феврале рынок начал расти. Продажи увеличились на 0,8%, или на 1008 штук по сравнению с февралем 2020 года (всего 120 081 автомобиль).
  • Рост цен заметен и на вторичном рынке. Несмотря на подорожание, спрос и здесь превышает предложение.

Причины кризиса из-за микросхем

  • Основной причиной дефицита чипов эксперты называют пандемию COVID-19 и как следствие — рост спроса на бытовую электронику. Во время первой волны пандемии люди покупали компьютеры, мониторы и другое оборудование для удаленной работы или учебы. Затем прошлой осенью увеличились продажи домашних развлекательных устройств — игровых приставок, телевизоров, смартфонов и планшетов.
  • Автоконцерны оказались заложниками пандемии. Сначала весной минувшего года им пришлось сократить выпуск машин из-за опасности распространения коронавируса. Позже производители микросхем оказались не готовы к резкому росту заказов.
  • К глобальным проблемам добавилось влияние стихии. Завод компании Samsung (один из крупнейших производителей микросхем) в Остине (Техас, США) вынужденно приостановил работу 16 февраля из-за снежного шторма. Местная энергетическая компания отключила производство от подачи электроэнергии. 

Пути решения проблемы с чипами

Выход из кризиса и поставщики, и потребители микросхем видят только в наращивании производства.

  • Президент США Джо Байден в конце февраля подписал указ, направленный на решение проблемы глобальной нехватки микросхем. Кроме того, он заявил о привлечении $37 млрд для увеличения производства чипов в Соединенных Штатах.
  • Крупнейший производитель микросхем в мире — тайваньская компания Taiwan Semiconductor Manufacturing — планирует вложить в расширение производства около $24 млрд. 
  • Корейская Samsung Electronics (вторая в рейтинге производителей чипов) рассматривает две площадки в Аризоне и еще одну в Нью-Йорке для строительства нового завода по производству микросхем стоимостью $17 млрд. 
  • Третий по величине производитель — GlobalFoundries (США) — инвестирует $1,4 млрд в увеличение производства на трех заводах в США, Сингапуре и Германии. 
Копировать ссылкуСкопировано