Растущая важность кибербезопасности в мире
Киберугрозы становятся все более ощутимым вызовом для правительств государств по всему миру. Только в США в 2016 году было зарегистрировано примерно 250 000 кибератак, а к 2022 году их число выросло почти вдвое — до 480 000.
Участились случаи и целенаправленных взломов баз данных правительственных учреждений. Например, США и Великобритания в конце марта 2024-го обвинили Китай в систематическом вмешательстве в их внутренние дела посредством кибератак на правительственные органы.
Внедрение систем искусственного интеллекта лишь повышает производительность потенциальных взломщиков. Осознавая свою уязвимость перед лицом новых угроз, США и Европейский союз стали создавать технологические союзы. Как они устроены?
Новые технологические союзы
1 февраля 2024 года было объявлено о создании цифрового союза между ЕС и Канадой, а уже 30 марта стало известно о возможном подписании соответствующего соглашения между США и Японией. Оба проекта имеют ряд схожих черт.
Во-первых, они направлены на укрепление сотрудничества в области искусственного интеллекта, квантовых технологий, кибербезопасности и производства полупроводников. Во-вторых, в них предусмотрены механизмы обмена информацией для обсуждения важных аспектов цифровизации и кибербезопасности.
Однако есть и ряд важных различий. В японо-американском соглашении основное внимание уделено сфере AI, производству полупроводников и созданию квантовых компьютеров, в то время как в канадо-европейском договоре упор сделан на укрепление кибербезопасности.
Хотя соглашение между Токио и Вашингтоном еще официально не подписано, недавно в СМИ появились новые подробности, которые еще больше подтверждают вероятность этого. Теперь Японию хотят включить в AUKUS Pillar II, компонент оборонного альянса, в котором основной акцент ставится на кооперацию в сфере квантовых технологий, искусственного интеллекта и кибербезопасности.
Все эти альянсы стали реакцией на резкий прорыв Пекина в сфере высоких технологий.
Роль Китая в гонке высоких технологий
Западные страны, которые ранее были лидерами в области инноваций и высоких технологий, последние несколько лет начали заметно и «безнадежно» отставать от КНР.
Успех Китая в этой области объясняют отказом от жесткого регулирования высокотехнологичных компаний. При этом на государство приходится больше половины (почти 60%) всех финансовых потоков, поступающих в научно-техническую область страны. В 2022 году только научно-исследовательские институты получили примерно 438 млрд юаней ($61,3 млрд) на исследования и разработки, что составляет почти две трети от общего бюджета, заложенного в эту сферу.
Все это привело к позитивным последствиям. В отчете Австралийского Стратегического Политического Института (ASPI) Китай опережает другие страны в области радиочастотной связи, включая 5G и 6G. Ожидается, что в ближайшие годы КНР станет лидером по производству полупроводников.
Китай имеет все шансы стать мировой научно-технической державой. Большинство разработок в сфере высоких технологий уже приходится на КНР: китайская академия наук занимает первое или второе место в 37 из 48 отслеживаемых областей и потенциально может стать монополистом в таких сферах, как наноматериалы и синтетическая биология.
Ответ западных стран на изменения
Эти факторы заставляют США изменить свою политику в области высоких технологий, которая сместилась к более активному участию и инвестированию.
В бюджете страны на 2025 финансовый год уже заложено $606 млн только на развитие искусственного интеллекта и квантовых технологий, что на треть больше, чем в 2023-м финансовом году ($462 млн). Однако многие компании, включая Google, относятся к государственному вмешательству скептически.
В это же время в США всерьез обеспокоились своей безопасностью в области производства микросхем и стремятся увеличить контроль над иностранными активами. На днях тайваньской компании TSMC, крупнейшему в мире контрактному производителю чипов, который инвестировал $40 млрд для строительства двух заводов по производству микросхем в Аризоне, была предоставлена субсидия на $6,6 млн от американского правительства.
Политика Европейского союза в области высоких технологий характеризуется двойственным подходом. С одной стороны, законы, включая Общий регламент по защите данных (GDPR), хотя и создают препятствия для появления технологических инноваций в Европе, были призваны обеспечить защиту своей информации.
С другой стороны, несмотря на предупреждения о возможных угрозах, европейские страны инвестируют в китайские технологии, включая 5G-интернет от Huawei, из-за их дешевизны. Таким образом, Брюссель в целом признает лидерство КНР но в первую очередь стремится обеспечить высокую степень защиты своих данных в условиях участившихся кибератак.
Возрастающая конкуренция и перспективы технологических альянсов
Микросхемы и искусственный интеллект отныне становятся не только высокотехнологичным продуктом, но и стратегическим ресурсом, который необходимо защищать в рамках международных оборонных альянсов.
США, крайне обеспокоенные прорывом Китая в области высоких технологий, стремятся использовать весь потенциал своих союзников для преодоления разрыва, а степень важности киберугрозы выходит на один уровень с военной.
В Брюсселе и Оттаве смотрят на ситуацию иначе: там признают свое отставание, но хотят максимально обеспечить цифровую безопасность и суверенитет. Именно поэтому Канада и ЕС еще не объединились с США в подобный альянс. Тем не менее, судя по последним заявлениям американского правительства, включение ряда европейских стран в AUKUS Pillar II также возможно.
Кроме того, Соединенные Штаты пытаются повторить успех Китая путем расширения государственного участия в деятельности ИТ-компаний, но для этого придется создать эффективную систему взаимодействия государства с бизнесом, однако нельзя с точной уверенностью сказать, что попытка окажется успешной.
Также наблюдается курс по сокращению технологической зависимости от Тайваня в условиях обострившейся геополитической обстановки вокруг острова. Фокус смещается на Японию, которая может снова стать мировым высокотехнологичным центром.