КапиталДетали

Google, Apple, Uber и другие крупные компании стали уменьшать срок выдачи опционов для своих сотрудников

Ранее опционы выдавали в течение 4 лет работы сотрудника. Теперь в некоторых компаниях их можно получить уже в первый год после трудоустройства.

Что произошло:

американские компании начали сокращать срок выдачи опционов своим сотрудникам.

Почему это происходит:

так корпорации пытаются привлечь новых сотрудников, а также высвобождают свои акции.

Но при этом:

некоторые эксперты скептически отнеслись к нововведению. По их словам, так сотрудники получат гораздо меньше денег, чем могли бы.

В России:

«Яндекс» и «Тинькофф» несколько лет реализуют опционные программы для своих сотрудников. 

Тенденция:

крупные компании также мотивируют сотрудников с помощью дополнительной финансовой поддержки, бесплатных обедов и услуг врачей.

Что произошло

Крупные американские компании начали уменьшать для сотрудников срок получения опционов на несколько лет. Это помогает мотивировать работников, пишет Insider. 

  • Ранее в таких компаниях, как Apple, Uber и Microsoft, опционы можно было получить в течение 4 лет — примерно по 25% от пакета в год.
  • Теперь компании сокращают срок вестинга. Так, Google представила для новых сотрудников модель, по которой можно получить ⅔ опциона в течение 2 лет. Похожую схему в последние месяцы начал предлагать и Uber.
  • Условия получения опционов также изменили технологическая компания Stripe и агрегатор такси Lyft — теперь сотрудники могут получить акции уже в первый год работы.
  • В этом случае сумма опциона меньше, но компании предлагают сотрудникам дополнительные акции в зависимости от эффективности их работы.

Почему это происходит

По мнению экспертов, компании меняют модель поощрения, чтобы привлекать новых талантливых сотрудников.

  • Это также позволяет им обезопасить себя от конкурентов, которые переманивают работников.
  • При этом ускорение выдачи активов помогает компаниям сэкономить на сумме опциона и высвободить акции, которые ранее предназначались сотрудникам после нескольких лет их работы в компании.

Но при этом

Некоторые эксперты скептически отнеслись к ускорению выдачи опционов. 

  • Они считают, что сотрудник, быстро получив акции в первый год работы, рискует упустить более крупные выплаты в будущем. 
  • Еще один недостаток опционных программ — это обесценивание ценных бумаг за счет ликвидации компании или банкротства. Такой сценарий наиболее вероятен для стартапов.
  • Также их смущает то, что опционы нельзя сразу же обналичить. 
  • Более того, если компания не вышла на открытый рынок для продажи акций, у сотрудников нет гарантий, что они смогут когда-нибудь вывести деньги.
  • Негативные последствия от опционной программы возможны и для инвесторов компании. Так, если основатели выпустят много новых опционов, это может привести к уменьшению доходов с каждой ценной бумаги.

В России

Компания «Яндекс» начала выдавать сотрудникам опционы в 2012 году. 

  • Работники получают их по результатам полугодового ревью, в котором оценивается эффективность их работы.
  • На данный момент ценными бумагами владеют примерно 60% сотрудников компании.

Мы начали предлагать акции в первую очередь потому, что так сотрудник сильнее ощущает свою причастность к успеху компании. Опционы стабильно повышают средний доход, а при достижении определенного уровня позволяют зарабатывать столько, сколько не даст даже самая высокая зарплата в отрасли.

Пресс-служба «Яндекса»

В 2016 году банк «Тинькофф» выкупил акции на несколько миллионов долларов, чтобы потратить часть из них на опционную программу. 

  • Изначально она была рассчитана на топ-50 сотрудников компании. 
  • Впоследствии предложения по опционам расширились. Так, в начале 2021 года компания выделила 3,35 млн депозитарных расписок (ценные бумаги) TCS Group для 300 руководителей среднего и высшего звена.
  • В сентябре стоимость ценных бумаг оценивалась примерно в 22 млрд рублей.

Количество акций привязано к результатам оценки эффективности сотрудников, когда руководитель и коллеги дают оценку работе сотрудника. Одно из важнейших преимуществ этого метода для сотрудника заключается в том, что он позволяет посмотреть на себя со стороны.

Екатерина Колесникова, исполняющая обязанности директора по персоналу «Тинькофф»

Тенденция

Помимо развития опционных программ, крупные компании предлагают еще ряд привилегий для мотивирования сотрудников.

  • Так, Google возмещает часть юридических расходов для своих работников в размере до $5 тыс. и предоставляет финансовую поддержку при усыновлении ребенка. Среди других привилегий: бесплатные спортзалы, парикмахерские, обеды и услуги врача — все это доступно в штаб-квартире Googleplex. 
  • Сотрудники Apple ежегодно получают скидку в размере 25% на покупку музыкальных плееров iPod, компьютеров и планшетов iPad. При этом за каждые 3 года работы им дается еще одна скидка в размере $250 на покупку iPad или $500 на покупку компьютера линейки Mac. Также Apple регулярно дарит своим сотрудникам по $300 на посещение спортзала.
  • За время пандемии Альфа-банк переделал свой бэк-офис на Технопарке, чтобы мотивировать своих работников и привлекать новых. Представители банка сравнили новое пространство со штаб-квартирой Google и отметили, что для «своих» действуют специальные низкие цены на обеды, а также бесплатный фитнес-клуб.
Копировать ссылкуСкопировано