В третьем чтении Госдума приняла закон, который обязывает владельцев крупных иностранных информационных ресурсов открывать филиалы в России. Закон распространяется на ИТ-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей.
Иностранным платформам нужно будет зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи.
- В список компаний, потенциально подпадающих под требования закона, вошли соцсети Facebook, Instagram, TikTok и Twitter, видеохостинг YouTube, мессенджеры Telegram и WhatsApp, поисковик Google, а также сайты Aliexpress.com, Ikea.com и Wikipedia.org.
- Аналогичные требования будут распространяться и на провайдеров хостингов, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете.
- Под законопроект также попадают иностранные компании, которые на своих сайтах предоставляют информацию на русском языке или иных языках народов России, распространяют рекламу, которая направлена на россиян, обрабатывают сведения о пользователях, находящихся в России, и получают деньги от российских физических или юридических лиц.
- Закон коснется и иностранных контрагентов, которые работают с отечественными ИТ-компаниями. Если российская организация арендует, например, сервер у Amazon, то он тоже должен соответствовать этому закону.
Зачем нужен закон
Зарубежные ИТ-компании, как правило, не имеют представительств в России, однако россияне пользуются услугами таких сервисов, в том числе платными, и позволяют обрабатывать свои персональные данные. Инициатива направлена на борьбу с монополией международных ИТ-гигантов и регулирование их работы.
- По мнению авторов законопроекта, многие ИТ-компании злоупотребляют монопольным положением и нарушают требования российского законодательства.
- Российские регуляторы не могут предъявить им претензии, так как компании не имеют в России своих представительств.
- Новый законопроект позволит создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет-компаниями на территории России.
- Закон установит равные условия работы для российских и иностранных компаний на территории России.
Какие наказания предусмотрены за неисполнение закона
- Если иностранная компания не выполнит требования, то сначала она получит предупреждение о неисполнении законов России.
- На исправление нарушений ей дадут 30 дней. .
- Если этого не произойдет, то платформа понесет наказание. Среди мер - запрет на размещение рекламы на своей платформе и на других российских площадках, ограничение приема и переводов денежных средств от российских физических и юридических лиц, запрет сбора и передачи персональных данных россиян.
- В качестве более жестких мер закон предусматривает ограничение трафика, а также частичную или полную блокировку ресурса на территории России.
Регулирование работы ИТ-компаний в других странах
Россия — не единственная страна, которая потребовала открыть представительства крупных ИТ-компаний на своей территории и намерена регулировать их работу. .
- В 2020 году парламент Турции принял закон об усилении контроля за иностранными социальными сетями. Власти обязали такие компании, как Facebook, Twitter, Instagram, открыть свои представительства в Турции. В ноябре 2020 года Турция оштрафовала Facebook, Instagram, Twitter, Periscope, YouTube и TikTok на $1,175 млн за отказ открыть локальное представительство. Согласно введенным нормам, до 95% трафика компаний, не исполняющих местное законодательство, может быть заблокировано на территории Турции. В январе Facebook и Instagram заявили, что откроют свои филиалы в стране.
- Евросоюз планирует составить списки из 20 крупнейших ИТ-компаний, которые станут объектами регулирования по сдерживанию рыночной монополии. По сообщениям Financial Times, новые правила обяжут соблюдать в частности корпорации Apple, Facebook и Google. В список также включат компании, которые соответствуют критериям по выручке и количеству пользователей. Крупные платформы будут обязаны делиться данными с меньшими по размеру участниками рынка и сделать сбор данных «более прозрачным». Если Еврокомиссия заподозрит недобросовестную конкуренцию, в ее полномочиях будет разделить бизнес той или иной компании на несколько частей или продать все ее подразделения.
- В июне 2021 года стало известно, что Германия может оштрафовать Telegram на €55 млн из-за отсутствия контактного лица для общения с представителями государственных служб. Власти страны считают, что мессенджер должен быть «доступен для властей, незамедлительно удалять криминальный контент и активно передавать пользовательские данные правоохранителям». В отношении Telegram начали соответствующее судебное разбирательство.