Правила игрыДетали

Госдума приняла закон, обязывающий ИТ-компании создавать филиалы в России. В каких странах действуют аналогичные правила

В список компаний, потенциально подпадающих под требования закона, вошли Facebook, Twitter и Google. 

В третьем чтении Госдума приняла закон, который обязывает владельцев крупных иностранных информационных ресурсов открывать филиалы в России. Закон распространяется на ИТ-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей. 

Иностранным платформам нужно будет зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи.

  • В список компаний, потенциально подпадающих под требования закона, вошли соцсети Facebook, Instagram, TikTok и Twitter, видеохостинг YouTube, мессенджеры Telegram и WhatsApp, поисковик Google, а также сайты Aliexpress.com, Ikea.com и Wikipedia.org.
  • Аналогичные требования будут распространяться и на провайдеров хостингов, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете. 
  • Под законопроект также попадают иностранные компании, которые на своих сайтах предоставляют информацию на русском языке или иных языках народов России, распространяют рекламу, которая направлена на россиян, обрабатывают сведения о пользователях, находящихся в России, и получают деньги от российских физических или юридических лиц. 
  • Закон коснется и иностранных контрагентов, которые работают с отечественными ИТ-компаниями. Если российская организация арендует, например, сервер у Amazon, то он тоже должен соответствовать этому закону.

Зачем нужен закон

Зарубежные ИТ-компании, как правило, не имеют представительств в России, однако россияне пользуются услугами таких сервисов, в том числе платными, и позволяют обрабатывать свои персональные данные. Инициатива направлена на борьбу с монополией международных ИТ-гигантов и регулирование их работы.

  • По мнению авторов законопроекта, многие ИТ-компании злоупотребляют монопольным положением и нарушают требования российского законодательства.
  • Российские регуляторы не могут предъявить им претензии, так как компании не имеют в России своих представительств. 
  • Новый законопроект позволит создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет-компаниями на территории России.
  • Закон установит равные условия работы для  российских и иностранных компаний на территории России.

Какие наказания предусмотрены за неисполнение закона

  • Если  иностранная компания не выполнит требования, то сначала она получит предупреждение о неисполнении законов России. 
  • На исправление нарушений ей дадут 30 дней. .
  • Если этого не произойдет, то платформа понесет наказание. Среди мер - запрет на размещение рекламы на своей платформе и на других российских площадках, ограничение приема и переводов денежных средств от российских физических и юридических лиц, запрет сбора и передачи персональных данных россиян. 
  • В качестве более жестких мер закон предусматривает ограничение трафика, а также частичную или полную блокировку ресурса на территории России.

Регулирование работы ИТ-компаний в других странах

Россия — не единственная страна, которая потребовала открыть представительства крупных ИТ-компаний на своей территории и намерена регулировать их работу. . 

  • В 2020 году парламент Турции принял закон об усилении контроля за иностранными социальными сетями. Власти обязали такие компании, как Facebook, Twitter, Instagram, открыть свои представительства в Турции. В ноябре 2020 года Турция оштрафовала Facebook, Instagram, Twitter, Periscope, YouTube и TikTok на $1,175 млн за отказ открыть локальное представительство. Согласно введенным нормам, до 95% трафика компаний, не исполняющих местное законодательство, может быть заблокировано на территории Турции. В январе Facebook и Instagram заявили, что откроют свои филиалы в стране. 
  • Евросоюз планирует составить списки из 20 крупнейших ИТ-компаний, которые станут объектами регулирования по сдерживанию рыночной монополии. По сообщениям Financial Times, новые правила обяжут соблюдать в частности  корпорации Apple, Facebook и Google. В список также включат компании, которые соответствуют критериям по выручке и количеству пользователей. Крупные платформы будут обязаны делиться данными с меньшими по размеру участниками рынка и сделать сбор данных «более прозрачным». Если Еврокомиссия заподозрит недобросовестную конкуренцию, в ее полномочиях будет разделить бизнес той или иной компании на несколько частей или продать все ее подразделения.
  • В июне 2021 года стало известно, что Германия может оштрафовать Telegram на €55 млн из-за отсутствия контактного лица для общения с представителями государственных служб. Власти страны считают, что мессенджер должен быть «доступен для властей, незамедлительно удалять криминальный контент и активно передавать пользовательские данные правоохранителям». В отношении Telegram начали соответствующее судебное разбирательство. 
Копировать ссылкуСкопировано