Что произошло
Австралийская компания Fortescue Metals Group представила концепцию «зеленого» электропоезда, который работает от энергии гравитации.
Почему это важно
В компании отметили, что этот транспорт не будет производить парниковых газов.
Контекст
Сегодня ученые по всему миру пытаются создать экологичные поезда. Зачастую они работают на водородном топливе.
Тенденция
Помимо эко-поездов, на мировом рынке стали появляться «зеленые» яхты, ракеты и самолеты.
Что произошло
Австралийская горнодобывающая компания Fortescue Metals Group представила проект первого в мире «зеленого» электропоезда с нулевыми углеродными выбросами, который способен подзаряжаться благодаря гравитации. Об этом сообщило подконтрольное Fortescue предприятие Williams Advanced Engineering (WAE).
- Проект нового электропоезда получил название Infinity Train (Бесконечный поезд — англ.). На нем собираются перевозить железную руду.
- Электропоезд будет работать от
энергии гравитации : во время движения состава вниз (обычно руду спускают по склонам) его аккумуляторы будут заряжаться. При этом батареи должно хватить и на обратный путь порожняком. - Благодаря такой системе Infinity Train не будет производить вредные выбросы. «Высокоэффективные системы аккумуляторов лежат в основе того, что мы делаем, и теперь <...> мы работаем над решением проблемы изменения климата», — отметил исполнительный директор WAE Крейг Уилсон.
- Разработчики не уточнили, сможет ли электропоезд работать на другой местности.
Почему это важно
Fortescue объявила о своем проекте после того, как власти Австралии обязались снизить выбросы парниковых газов до 2030 года минимум на 26−28%, а в идеале — на 35%.
- В компании считают, что новый электропоезд поможет предприятию достигнуть углеродной нейтральности к концу десятилетия, снизить расходы и повысить производительность.
- Представители Fortescue добавили, что Infinity Train должен сыграть важную роль в сокращении выбросов в секторе тяжелой промышленности. Обычные грузовые поезда работают на дизеле, производят много токсичных веществ и наносят большой вред экологии, в частности, уменьшают численность насекомых и птиц, обитающих вблизи железных дорог.
- К 2021 году человечеству удалось частично сократить потребление дизельного топлива и электроэнергии. Общий объем вредных выбросов от грузовых поездов снизился на 11% по сравнению с 2019−2020 годами.
- Если количество углерода в атмосфере не снизится, многим странам придется столкнуться с масштабными природными катастрофами, считают эксперты.
Контекст
На сегодняшний день специалисты по всему миру ищут способы, которые могут сделать транспорт более экологичным. Один из них — использование водородного топлива, которое, по мнению многих экспертов, может стать лучшей альтернативой традиционному.
- Среди преимуществ этого вида горючего: экологичность, бесшумность и простота в использовании — машина на водороде заправляется в считанные минуты.
- За последние годы экологичным топливом начинают интересоваться все больше компаний. Например, в 2022 году крупнейшая железнодорожная компания Японии East Japan Railway Co анонсировала испытания первого в стране поезда на водородном топливе. Систему решили запустить для коммерческих перевозок в 2030 году. Проект обошелся в ¥4 млрд (на тот момент $35 млн).
- В свою очередь российский производитель поездов «Трансмашхолдинг» объявил о планах построить первые в стране составы на водородных топливных элементах до 2024 года. Их поставят на Сахалин. Стоимость семи таких поездов оценивается более чем в 3 млрд рублей.
Тенденция
Помимо эко-поездов, на мировом рынке стали появляться «зеленые» яхты, ракеты и самолеты.
- Например, в 2019 году нидерландская компания Sinot Yacht & Architecture Design представила концепцию эко-яхты, работающей на жидком водороде. Она сможет проплыть более 6 тыс. км без дозаправки. На судне будет пять палуб, бассейн, вертолетную площадка, массажный салон, спортзал и студию йоги. В компании сообщили, что в море яхта выйдет к 2024 году.
- В 2021 году японская авиакомпания Japan Airlines начала использовать для заправки своих самолетов биотопливо из старой хлопковой одежды. Компания уже осуществила свой первый рейс с пассажирами из аэропорта Токио в Фукуоку.
- Также в прошлом году американская компания bluShift Aerospace успешно запустила первую экологичную ракету-носитель, которая способна быстро доставлять небольшие грузы в космос. Гибридный двигатель аппарата работает на закиси азота и твердом биотопливе — подробности его производства компания держит в тайне. Известно только, что оно нетоксично и его можно «производить на фермах в Америке».
- В 2022 году авиакомпания Swiss решила первой в мире начать использовать синтетический авиакеросин, созданный с помощью энергии Солнца: благодаря системе зеркал оно нагревает термохимический реактор, в котором и производится синтетический газ — смесь водорода и монооксида углерода. Преимущество этого вида топлива заключается в том, что при сгорании оно выбрасывает ровно столько углерода, сколько участвует в реакции. Правда, когда именно самолет Swiss впервые взлетит на солнечном синтетическом топливе, не уточняется.