КапиталДетали

В России сократились продажи и производство водки. Эксперты считают, что на это повлияли меры государственного регулирования

Среди других причин — удорожание производства и изменение вкусовых предпочтений населения.

Из-за ситуации, сложившейся на внутреннем рынке, российские производители водки начали активнее развивать экспорт.

Что произошло

В России зафиксировали снижение спроса на водку — в первой половине 2021 года ее розничные продажи упали на 4% по сравнению с 2020 годом.

Почему это происходит

Спрос на водку снизился благодаря мерам государственного регулирования, из-за удорожания производства и изменения вкусов россиян.

За чем следить

Снижение внутреннего спроса вынуждает российских производителей развивать экспорт.

Тенденция

Россия вошла в число лидеров по снижению употребления алкоголя среди стран Европы: за 2010-2016 годы оно сократилось на 26,1%.

Что произошло

В России зафиксировали снижение спроса на водку: в первой половине 2021 года розничные продажи этого алкогольного напитка упали на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Об этом пишет РБК со ссылкой на обзор «Российская водка: надежда на заграницу» Национального рейтингового агентства (НРА).

  • Еще существеннее продажи водки упали по сравнению с первой половиной 2019 года — почти на 8%, согласно данным исследовательской компании GfK.
  • Снижение спроса на этот напиток зафиксировали и ритейлеры. Например, у сети «Азбука вкуса» за январь-июнь 2021 года продажи водки сократились на 11% по сравнению с тем же периодом 2020 года.
  • Также доля семей, хотя бы раз купивших водку за первое полугодие 2021-го, составила 32% — это на 3% меньше, чем за тот же период 2019 года. Снижение спроса на этот напиток среди домохозяйств эксперты GfK фиксируют с 2016 года.
  • При этом сократилось и производство водки. В первой половине 2021 года оно снизилось на 2% к тому же периоду прошлого года.

Почему это происходит

По мнению экспертов из НРА, спрос на водку снизился из-за мер государственного регулирования.

  • Среди них — высокие акцизные ставки, которые ежегодно повышаются на 4%. 
  • Как разъяснил президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, минимальная розничная стоимость водки в 2021 году составляет 243 руб. за 0,5 литра, из них 113 руб. приходятся на акциз и еще 40 руб. на НДС.
  • Также с 2020 года минимальная цена закупки этилового спирта из пищевого сырья, необходимого для изготовления водки, увеличилась на 16%. Из-за этого в 2021 году себестоимость производства одной бутылки водки (0,5 литра) выросла на 3%, что также повысило розничную стоимость алкогольного напитка. 
  • В результате повышения цен на легальную водку спрос начал смещаться в сторону более дешевой контрафактной продукции (примерная стоимость одной бутылки нелегальной водки — 150 руб.), отметили участники рынка. 
  • По их подсчетам, примерно 35% крепкого алкоголя, который сегодня употребляют россияне, произведен нелегально. Согласно данным Союза производителей алкогольной продукции, в России более 70 тыс. населенных пунктов не имеют магазинов с лицензией на продажу алкоголя.

Также аналитики из НРА отметили в России рост числа людей, которые стремятся вести здоровый образ жизни, в результате чего сокращается спрос на крепкий алкоголь и повышается на более «легкие» напитки.

  • По данным агентства, россияне пьют столько же вина, сколько и водки: в 2020 году среднестатистический житель страны старше 20 лет потреблял за год около 6,48 литров водки и 6,4 литра вина (с учетом игристого вина и шампанского).
  • Участники рынка отметили, что крепкий алкоголь россияне начали пить больше в виде коктейлей, — это стало причиной роста спроса на те напитки, которые чаще используют для смешивания, например виски и джин.
  • В Росалкогольрегулировании (РАР) также отметили изменение вкусов россиян — потребители все чаще отдают предпочтение вину, ликероводочным изделиям, виски и слабоалкогольной продукции. Однако представитель ведомства отметил, что «говорить об устойчивом тренде и массовом отказе от водки пока преждевременно».

За чем следить

  • НРА не ожидает роста продаж водки на российском рынке в ближайшие годы. По мнению аналитиков, в 2021 году розничные продажи продукции могут составить 732 млн литров, а к 2024 году — снизиться до 720 млн литров.
  • При этом, как считают эксперты, снижение внутреннего спроса вынуждает российских производителей развивать экспорт. В 2020 году Россия стала третьим крупнейшим мировым экспортером водки после Швеции и Франции. Тогда доля страны в мировом экспорте водки составила 8,4% в денежном выражении, а крупнейшим покупателем российской водки оказалась Великобритания: на нее пришлось 22% всех поставок. По итогам 2021 года экспорт крепкого напитка может вырасти на 10–15% по сравнению с 2020 годом и превысить $160 млн, считают в НРА.

 Тенденция

  • Согласно данным РАР, в России в апреле-июне 2021 года розничные продажи пива снизились почти на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, несмотря на высокие температуры и проведение чемпионата Европы по футболу. По мнению участников рынка, это произошло не по причине потери интереса россиян к продукции, а из-за рекордных показателей потребления напитка во время пандемии в 2020-ом, которые нивелировались в текущем году.
  • Однако эти цифры не сходятся со статистикой оператора фискальных данных «Такском» за 2020 год. Согласно данным, продажи алкоголя в российской рознице с марта по июль 2020 года упали примерно на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Тогда продажи крепкого алкоголя упали на 13%, а пива на 9%.
  • Также Россия вошла в число лидеров по снижению употребления алкоголя среди стран Европы: за 2010-2016 годы оно сократилось на 26,1%.
Копировать ссылкуСкопировано