Мир в огнеДеталиТехнологии

Хаос в небе: как во всем мире «‎взламывают»‎ гражданские самолеты и насколько это опасно

Авиакомпании по всему миру все чаще жалуются на сбои в работе систем спутниковой навигации GPS, в результате чего пилоты получают ложные данные и самолеты отклоняются от намеченного курса.

По прогнозам экспертов, из-за «электронных войн» между государствами ситуация продолжит ухудшаться.


Что происходит

В мировом воздушном пространстве — хаос: «‎электронная война»‎ между враждующими государствами мешает гражданским полетам даже вдали от зоны конфликта. Манипуляции с GPS-сигналами приводят к сбоям в навигационных системах авиалайнеров. Из-за этого в сентябре пассажирский самолет Embraer, направлявшийся в Дубай, чуть не вошел в воздушное пространство Ирана без разрешения — вовремя заметить проблему удалось почти случайно. Об этом пишет The New York Times.

  • По данным издания, у гражданских самолетов по всему миру все чаще возникают проблемы со спутниковыми сигналами, в результате чего пилоты получают ложные навигационные данные и рейсы отклоняются от намеченного курса.
  • Компания OPSGROUP, которая занимается мониторингом изменений и рисков в авиационной отрасли, зафиксировала более 50 подобных инцидентов за последнее время. В некоторых случаях бортовое оборудование ошибочно показывало, что самолеты приближаются к аэропортам в Багдаде, Каире и Бейруте.
  • Компания Airbus заявила, что в 2022 году зафиксировала около 50 тыс. случаев помех на своих самолетах, что более чем в 4 раза превышает прежние показатели.
  • Западные эксперты утверждают, что самые «‎проблемные»‎ зоны сейчас — небо над Черным морем от Турции до Азербайджана; Средиземное море от Кипра до Ливии; Балтийское море возле Польши и Латвии; и Арктика вблизи Финляндии и Норвегии. 
  • Подобная нагрузка на авиацию может привести к серьезным проблемам в экономике и безопасности пассажиров, предупреждают специалисты. 

О чем это

  • То, что спутниковые сигналы часто глушат и подделывают, — не новость. Однако за последнее время все сильнее распространяется так называемый спуфинг (spoofing) — подмена реальных GPS-сигналов фальшивыми. Они заставляют бортовые системы считать, что самолет находится в другом месте. По словам экспертов, они «‎никогда не видели такого уровня распространенности спуфинга»‎, как сегодня.
  • Согласно данным Eurocontrol, главного европейского органа управления воздушными перевозками, со спуфингом сталкивались самолеты, которые находились на расстоянии до 300 км от мест боевых действий. 
  • Эксперты бьют тревогу в том числе из-за ‎меконирования‎ (meaconing). Это опасный вид спуфинга, подразумевающий перехват и ретрансляцию навигационных сигналов с усиленной мощностью или, наоборот, задержкой. Успешное использование меконирования в рамках военных действий может привести к тому, что самолет попадет в «горячие» (готовые к засаде) зоны посадки или воздушное пространство противника, а бомбардировщики будут сбрасывать бомбы по ложным целям.

Почему это происходит

  • На сегодняшний день самолеты не способны обнаружить подмену GPS-сигналов. По словам Тодда Хамфриса, профессора кафедры аэрокосмической инженерии Техасского университета, долгое время считалось, что спуфинг слишком сложен и затратен, поэтому его якобы могут применять только высококвалифицированные специалисты.
  • Однако цены упали: сегодня любой энтузиаст, имеющий несколько сотен долларов и интернет, может подделать спутниковые сигналы. По этой причине даже игроки в Pokémon Go, желающие сжульничать, и угонщики автомобилей, намеревающиеся сломать навигацию у машины, используют небольшие и недорогие глушилки, создающие помехи. 
  • Правительства также стали чаще применять подобные технологии в рамках своих «‎электронных войн»‎, пишет The New York Times.
  • Эксперты считают, что проблема продолжит ухудшаться на фоне все большей доступности глушилок и других технологий, позволяющих манипулировать GPS-сигналами.

Но при этом

  • По словам ряда пилотов, рейсы могут совершаться и без спутниковых сигналов, а крупные коммерческие самолеты имеют как минимум шесть альтернативных навигационных систем. 

На самом деле все не так трагично и страшно, как прозвучало. Дело в том, что система GPS используется в гражданской авиации исключительно как вспомогательная. Основными являются бортовые инерциальные системы навигации. Просто так уж исторически сложилось, что когда появилась система GPS, она выдавала достаточно хорошие и точные координаты. И со временем пилоты привыкли доверять ей на достаточно высоком уровне. 

Роман Гусаров
главный редактор интернет-портала avia.ru
  • В частности, в 2022-м Росавиация уже рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования GPS на фоне сообщений о «глушении» сигналов. Представители отрасли заявили, что для пассажиров в плане безопасности и комфорта при полетах без GPS ничего не изменится.

Фото обложки: Марина Лысцева / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано