КапиталДетали

Страна возможностей

«Эколант» начал строить завод «зеленой» металлургии в Нижегородской области, «Аллегро» завершила строительство основного корпуса нового завода железнодорожных колес на Урале, а Новосибирский авиационный завод модернизируют для производства российских беспилотников.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».


Компания «Эколант» начала строить завод «зеленой» металлургии в Нижегородской области

Предприятие построят в городе Выкса, оно будет производить сталь по технологии DRI (Direct Reduced Iron, или прямовосстановленное железо), ранее не использовавшейся в России в промышленных масштабах. Основное преимущество DRI-метода — получение готовой продукции с более низким углеродным следом, чем при традиционном процессе.

Факты

  • «Эколант» входит в группу «Объединенная металлургическая компания» (ОМК). Это один из крупнейших в России производителей труб большого диаметра (используются при строительстве магистральных газо- и нефтепроводов) и железнодорожных колес.
  • Крупнейшие проекты, в реализации которых ОМК приняла участие в качестве поставщика: газопроводы «Сила Сибири», «Северный поток» и «Северный поток – 2» и другие.
  • На новом заводе не будут применять так называемый коксующийся уголь (как в традиционных доменных печах), на который приходится значительная часть мировых выбросов парниковых газов в атмосферу.
  • Мощность нового промышленного комплекса — до 2,5 млн тонн металлизованных окатышей (из них будет производиться до 1,8 млн тонн стали в год).
  • Общий объем инвестиций в проект составит около 150 млрд рублей. Предприятие должно заработать в 2025 году.
  • В период строительства завода на площадке будут трудиться более 2 тыс. сотрудников из Нижегородской области и соседних регионов. После ввода предприятия в эксплуатацию там организуют более 700 рабочих мест.

Перспективы

  • По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в результате создания нового производства ожидается 5%-ный рост валового регионального продукта Нижегородской области.
  • Технология DRI позволяет почти в 3 раза сократить выбросы углекислого газа в сравнении с процессом производства стали с использованием доменной печи.

Риски

  • В ноябре 2021 года президент Владимир Путин подписал закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ. Поправки предполагают введение акциза на производство стали. Вследствие этого издержки для производителей стали увеличатся.
  • Основным недостатком проекта является отсутствие у ОМК собственных добывающих мощностей (ежегодная потребность нового комплекса в окатышах составит 3,5 млн тонн).  

Компания «Аллегро» завершила строительство основного корпуса завода железнодорожных колес в Свердловской области

Новый завод разместится на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» в г. Верхняя Салда. Поставщиком стальных заготовок станет металлургическое предприятие «Евраз НТМК».

Факты

  • Строительство предприятия полностью завершится в конце 2022 года. Первая продукция будет получена в первом квартале 2023 года.
  • Мощность «Аллегро» составит 200 тыс. колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. На новом заводе создадут 425 рабочих мест.
  • Общий объем инвестиций в проект составит около 16 млрд рублей.
  • Продукция нового завода будет ориентирована преимущественно на внутренний рынок, однако часть колес планируется поставлять на экспорт.

Перспективы

  • Размещение предприятия на территории ОЭЗ «Титановая долина» позволит «Аллегро» получать налоговые льготы. Так, для резидентов ОЭЗ ставка налога на прибыль составляет 2% вместо 20%, земельного налога — 0% вместо 1,5%, налога на имущество — 0% вместо 2,2%. Транспортный налог составит 0%.

Риски

  • По оценкам Института проблем естественных монополий, профицит на рынке железнодорожных колес в 2020–2021 годах составил 23–31% предложения. Поэтому при увеличении производства колес на новом предприятии «Аллегро» возможны проблемы со сбытом.

Новосибирский авиационный завод модернизируют для производства российских беспилотников

В течение 5 лет на авиационном заводе построят новый производственный корпус, на котором станут выпускать тяжелые беспилотные летательные аппараты модели С-70 «Охотник».

Факты

  • На Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова (НАЗ) производят истребитель-бомбардировщик Су-34, а также выпускают фюзеляжи для гражданского самолета Sukhoi Superjet 100.
  • В феврале 2022 года стало известно, что НАЗ будет модернизирован с целью строительства корпуса для производства тяжелых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) С-70 «Охотник» в рамках государственного оборонного заказа.
  • Разработчиком БПЛА С-70 «Охотник» является компания «Сухой»; разработка ведется с 2012 года по заказу Минобороны России. 
  • Массовое производство БПЛА пока не налажено, серийные поставки планируется начать с 2024 года.
  • По данным из открытых источников, длина БПЛА — 19 метров, размах крыльев — 14 метров, взлетная масса — 20 тонн, максимальная скорость около 1 тыс. км/ч.

Перспективы

  • Модернизация завода начнется в 2022 году и продлится 5 лет. Однако, учитывая ранее озвученные планы начать серийный выпуск БПЛА «Охотник» в 2024 году (в этом же году модель должна поступить на вооружение российской армии), можно предполагать, что производство стартует раньше, а затем будет расширяться.
  • Объем инвестиций в модернизацию завода составит около 2,5 млрд рублей. Число работников вырастет в 1,5 раза. В настоящее время на заводе занято около 5,8 тыс. человек.

Риски

  • Российские разработки в области БПЛА начались с отставанием от ряда зарубежных стран на 10–15 лет. Технологическое развитие в этой сфере идет быстрыми темпами, что вызывает высокую конкуренцию как на рынке, так и в военно-оборонной сфере (между государствами). «Охотник» по своим техническим характеристикам может сравниться с такими тяжелыми разведывательно-ударными беспилотниками, как IAI Eitan (Израиль), Bayraktar Akinci (Турция), MQ-9А Reaper (США). При этом, согласно данным из открытых источников, взлетная масса «Охотника» примерно в 4 раза превышает взлетную массу конкурентов, а его скорость выше примерно в 2 раза.
  • Производство БПЛА может столкнуться с разнообразными трудностями (связанными с технологической стороной, финансированием и пр.), что может замедлить выпуск аппаратов. Аналогичная ситуация произошла с российским многофункциональным истребителем пятого поколения Су-57, серийное производство которого откладывалось несколько раз.
Копировать ссылкуСкопировано