Культурный кодДетали

«Холоп 2» и «Бременские музыканты» — лидеры новогоднего проката. Что россияне смотрели в 2023 году и сколько заработали отечественные ленты

В период с 1 по 8 января более 95% кассовых сборов (5,5 млрд рублей) обеспечили российские ленты: только комедия «Холоп 2» заработала в прокате 2,6 млрд рублей. 

По итогам 2023 года сборы российских кинотеатров превысили 40 млрд рублей. Самыми популярными картинами стали «Чебурашка», «По щучьему велению» и «Вызов».

Что произошло

  • Российские кинотеатры в период с 1 по 8 января заработали 5,8 млрд рублей. В Фонде кино назвали этот результат «рекордом в современной истории кинопроката» в России. 
  • Предыдущий рекорд зафиксировали год назад: по итогам новогодних праздников в 2023-м сборы кинотеатров достигли 4,5 млрд рублей. Для сравнения, в допандемийном 2019-м этот показатель составлял 4,3 млрд рублей. 
  • В отчете Фонда кино отмечается, что на рост кассовых сборов повлияло, среди прочего, увеличение средней стоимости билета на сеанс. Так, в период с 1 по 8 января 2024-го поход в кино обходился россиянам в среднем в 392 рубля, в 2023-м — в 334 рубля, а в 2019-м — в 270,4 рубля. 

В цифрах

  • В период зимних праздников в 2024-м более 95% сборов (5,5 млрд рублей) обеспечили российские ленты: билеты на сеансы с отечественными фильмами приобрели в общей сложности 14,2 млн человек (96% посещаемости). 
  • Лидером проката стала комедия «Холоп 2»: с 1 по 8 января лента собрала 2,6 млрд рублей, то есть практически половину кассы. По данным Фонда кино, продолжение «Холопа» с Милошем Биковичем и Аглаей Тарасовой в главных ролях посмотрели 6,5 млн зрителей.

Контекст

  • Вице-премьер и председатель попечительского совета Фонда кино Татьяна Голикова сообщила, что сборы российских кинотеатров по итогам 2023 года превысили 40 млрд рублей. Этот показатель почти достиг уровня 2021-го (до ухода голливудских киностудий), когда бокс-офис составил 40,7 млрд рублей. Однако результаты 2023-го все еще значительно ниже доковидных значений: в 2019 году российские кинотеатры заработали 55,4 млрд рублей. 
  • По данным властей, в 2023 году общее число кинотеатров в России выросло — до 2278, а количество кинозалов достигло почти 6 тыс. Для сравнения, в 2021-м кинотеатров было 2179. 
  • Сами кинопрокатчики называют результаты 2023-го «удовлетворительными» и отмечают, что порядка 20% сборов обеспечены теневым прокатом голливудских новинок. 

Если эту долю убрать, мы получим 30 млрд рублей рынка, а этого для самоокупаемости недостаточно. 

Алексей Васясин
глава объединенной сети «Формула кино» и «Синема парк» 
  • В TelecomDaily считают, что до пиковых значений 2019 года индустрии «еще далеко — как в обороте рынка, так и в количестве премьер». Аналитики прогнозируют, что по итогам 2024-го сборы кинотеатров увеличатся на 15–20%, в том числе за счет государственной поддержки кинопроизводителей. 

Детали

  • Из 40 млрд рублей, заработанных кинотеатрами в прошлом году, 28 млрд рублей приходится на российские фильмы. Так, в 2023-м 87 млн зрителей посетили кинотеатры именно ради отечественных лент, отметила министр культуры Ольга Любимова. В 2020-м этот показатель составлял 42,5 млн человек. 
  • В частности, по результатам 2023 года самым кассовым фильмом стал «Чебурашка», заработавший 6,7 млрд рублей. В топ-3 также вошли киносказка «По щучьему велению» (2,5 млрд рублей) и драма «Вызов» (2,1 млрд рублей). 
  • Косвенно в рейтинг наиболее кассовых картин вошли и релизы голливудских студий: на четвертом месте находится российская короткометражка «Три добрых дела» — именно эту ленту показывали в паре с зарубежными картинами в формате «предсеансного обслуживания». «Три добрых дела» собрали 1,2 млрд рублей, а какие картины в действительности обеспечили короткометражке такую кассу — точно сказать невозможно. На пятой строчке рейтинга оказалась четвертая часть «Джона Уика» (874 млн рублей).
  • В целом совокупные сборы топ-20 самых кассовых картин в российском кинопрокате по итогам 2023 года достигли 20,9 млрд рублей, подсчитал РБК. 
  • В онлайн-кинотеатрах в 2023 году спросом пользовались в основном многосерийные проекты. Так, на «Кинопоиске» самым просматриваемым стал сериал «Король и Шут», у Wink в топ-3 вошли «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер» и «Плакса», а у Kion наиболее популярными стали сериалы «‎Жизнь по вызову», «‎Почка» и «‎Тест на беременность».
  • Представители стримингов отмечают, что пользователи стали проводить больше времени за просмотром контента: например, у Start этот показатель составил 18,3 часа на подписчика (на 20% больше год к году). В «Иви» рассказали, что на первом месте по жанровым характеристикам у пользователей — комедии.

В связи с уходом мейджерских правообладателей упали позиции таких жанров, как фэнтези и фантастика. Но эта ниша успешно замещается российскими сказочными блокбастерами. С большим отрывом лидируют детективы и комедии.

представитель платформы «Иви»

Фото обложки: Централ Партнершип; Freepik

Копировать ссылкуСкопировано