Что произошло
- Российские кинотеатры в период с 1 по 8 января заработали 5,8 млрд рублей. В Фонде кино назвали этот результат «рекордом в современной истории кинопроката» в России.
- Предыдущий рекорд зафиксировали год назад: по итогам новогодних праздников в 2023-м сборы кинотеатров достигли 4,5 млрд рублей. Для сравнения, в допандемийном 2019-м этот показатель составлял 4,3 млрд рублей.
- В отчете Фонда кино отмечается, что на рост кассовых сборов повлияло, среди прочего, увеличение средней стоимости билета на сеанс. Так, в период с 1 по 8 января 2024-го поход в кино обходился россиянам в среднем в 392 рубля, в 2023-м — в 334 рубля, а в 2019-м — в 270,4 рубля.
В цифрах
- В период зимних праздников в 2024-м более 95% сборов (5,5 млрд рублей) обеспечили российские ленты: билеты на сеансы с отечественными фильмами приобрели в общей сложности 14,2 млн человек (96% посещаемости).
- Лидером проката стала комедия «Холоп 2»: с 1 по 8 января лента собрала 2,6 млрд рублей, то есть практически половину кассы. По данным Фонда кино, продолжение «Холопа» с Милошем Биковичем и Аглаей Тарасовой в главных ролях посмотрели 6,5 млн зрителей.
- На втором месте — сказка «Бременские музыканты» (1,96 млрд рублей и 5,1 млн зрителей), на третьем — мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли» (614 млн рублей и 1,8 млн зрителей).
- В топ-10 оказались и иностранные картины, в том числе биографическая драма «Феррари» (93,2 млн рублей), мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» (80,7 млн рублей) и триллер «Астрал. Новые души» (41,3 млн рублей).
Контекст
- Вице-премьер и председатель попечительского совета Фонда кино Татьяна Голикова сообщила, что сборы российских кинотеатров по итогам 2023 года превысили 40 млрд рублей. Этот показатель почти достиг уровня 2021-го (до ухода голливудских киностудий), когда бокс-офис составил 40,7 млрд рублей. Однако результаты 2023-го все еще значительно ниже доковидных значений: в 2019 году российские кинотеатры заработали 55,4 млрд рублей.
- По данным властей, в 2023 году общее число кинотеатров в России выросло — до 2278, а количество кинозалов достигло почти 6 тыс. Для сравнения, в 2021-м кинотеатров было 2179.
- Сами кинопрокатчики называют результаты 2023-го «удовлетворительными» и отмечают, что порядка 20% сборов обеспечены теневым прокатом голливудских новинок.
Если эту долю убрать, мы получим 30 млрд рублей рынка, а этого для самоокупаемости недостаточно.
Алексей Васясин
глава объединенной сети «Формула кино» и «Синема парк»
- В TelecomDaily считают, что до пиковых значений 2019 года индустрии «еще далеко — как в обороте рынка, так и в количестве премьер». Аналитики прогнозируют, что по итогам 2024-го сборы кинотеатров увеличатся на 15–20%, в том числе за счет государственной поддержки кинопроизводителей.
Детали
- Из 40 млрд рублей, заработанных кинотеатрами в прошлом году, 28 млрд рублей приходится на российские фильмы. Так, в 2023-м 87 млн зрителей посетили кинотеатры именно ради отечественных лент, отметила министр культуры Ольга Любимова. В 2020-м этот показатель составлял 42,5 млн человек.
- В частности, по результатам 2023 года самым кассовым фильмом стал «Чебурашка», заработавший 6,7 млрд рублей. В топ-3 также вошли киносказка «По щучьему велению» (2,5 млрд рублей) и драма «Вызов» (2,1 млрд рублей).
- Косвенно в рейтинг наиболее кассовых картин вошли и релизы голливудских студий: на четвертом месте находится российская короткометражка «Три добрых дела» — именно эту ленту показывали в паре с зарубежными картинами в формате
«предсеансного обслуживания» . «Три добрых дела» собрали 1,2 млрд рублей, а какие картины в действительности обеспечили короткометражке такую кассу — точно сказать невозможно. На пятой строчке рейтинга оказалась четвертая часть «Джона Уика» (874 млн рублей). - В целом совокупные сборы топ-20 самых кассовых картин в российском кинопрокате по итогам 2023 года достигли 20,9 млрд рублей, подсчитал РБК.
- В онлайн-кинотеатрах в 2023 году спросом пользовались в основном многосерийные проекты. Так, на «Кинопоиске» самым просматриваемым стал сериал «Король и Шут», у Wink в топ-3 вошли «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер» и «Плакса», а у Kion наиболее популярными стали сериалы «Жизнь по вызову», «Почка» и «Тест на беременность».
- Представители стримингов отмечают, что пользователи стали проводить больше времени за просмотром контента: например, у Start этот показатель составил 18,3 часа на подписчика (на 20% больше год к году). В «Иви» рассказали, что на первом месте по жанровым характеристикам у пользователей — комедии.
В связи с уходом мейджерских правообладателей упали позиции таких жанров, как фэнтези и фантастика. Но эта ниша успешно замещается российскими сказочными блокбастерами. С большим отрывом лидируют детективы и комедии.
представитель платформы «Иви»
Фото обложки: Централ Партнершип; Freepik