В Австралии отменят звонки в нерабочее время
Сенат Австралии принял законопроект, который позволит работникам игнорировать звонки и сообщения от своего босса в нерабочее время и выходные без каких-либо последствий. Об этом пишет Reuters.
Теперь законопроект отправится на рассмотрение Палаты представителей для окончательного утверждения. СМИ предполагают, что она «легко» его примет.
Законопроект позволяет австралийским работникам игнорировать «необоснованные» сообщения и звонки от начальства в нерабочее время. Если компания попробует наказать за это сотрудника, то ее оштрафуют.
Человек, которому не платят за 24 часа в сутки, не должен подвергаться наказанию, если он не находится в сети и не доступен 24 часа в сутки.
Энтони Альбанезе
премьер-министр
СМИ отмечают, что этот вопрос стал остро стоять еще во время пандемии COVID-19, когда переход на удаленку привел к стиранию границ между личной жизнью и работой.
Примечательно, что законопроект уже раскритиковали многие работодатели и оппозиция, называя его «чрезмерным». «Этот законопроект создаст значительные издержки для бизнеса и приведет к сокращению рабочих мест и возможностей», — считает Бран Блэк, исполнительный директор Делового совета Австралии.
Ни одна из мер законопроекта не направлена на повышение производительности, увеличение числа рабочих мест, экономического роста и инвестиций, которые являются составляющими успешной экономики. Работники и так уже имеют правовую защиту от подобных случаев.
Михаэлия Кэш
сенатор от правой оппозиционной Либеральной партии
Согласно индексу Remote, сегодня Австралия занимает четвертое место в мире по показателю «баланс между работой и личной жизнью», уступая лишь Новой Зеландии, Испании и Франции.
Где работникам разрешено игнорировать начальство
Австралия последовала примеру европейских стран. Так, в 2017 году Франция дала сотрудникам право не отвечать на звонки и сообщения от начальства в свободное от работы время. Однако законом не было установлено четких временных границ, когда работник имел право не реагировать на попытки начальства с ним связаться. Вместо этого он обязал работодателей обсуждать с профсоюзами способы, которые помогли бы свести на нет подобные ситуации.
По стопам Франции впоследствии пошли Германия, Италия и Бельгия. Последняя в 2022-м запретила начальству госструктур звонить или писать сотрудникам вне рабочего времени за исключением «чрезвычайных и непредвиденных» ситуаций.
Европарламент призвал к принятию аналогичных законов и другие европейские страны. По его мнению, это позволило бы значительно ослабить давление на и так перегруженных работников.
Могут ли россияне не отвечать на звонки босса
В России право работника на отдых закреплено в Конституции и Трудовом кодексе, где указывается, что сотруднику положено иметь:
- перерыв во время рабочего дня;
- выходные и праздничные нерабочие дни;
- отдых между рабочими днями;
- ежегодный оплачиваемый отпуск.
Свободное время россиянин может проводить так, как посчитает нужным, — в том числе не возбраняется отключать телефон и игнорировать звонки начальства.
Также, согласно ТК РФ, сверхурочная работа не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение 2 дней подряд. Работа в выходной или ночное время должна оплачиваться в повышенном размере.
Однако на практике многие компании требуют от своих работников быть всегда на связи, в обратных случаях им грозит лишение премии или даже штраф. Особенно ситуация осложняется, если человек трудится в условиях ненормированного рабочего графика, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. В таком случае рабочее время не должно выходить за пределы 40 часов в неделю. За переработки руководство организации обязано предоставить дополнительные дни отдыха.
Также границы рабочего графика трудно определить, если речь идет об удаленке. В таком случае сотрудникам и работодателям бывает тяжело договориться о границах рабочего дня. Александр Сафонов предлагает законодательно разрешить подчиненным не отвечать на звонки руководства в нерабочее время. Однако зачастую работодатели выступают против этой инициативы.
По своему 20-летнему опыту ведения бизнеса в различных сферах, могу сказать, что чем больше зарегулированность, тем меньше возможности у бизнеса двигаться и конкуренции как таковой между сотрудниками. Если один поставщик или покупатель, подрядчик, смежник не готов принимать работу, раньше выходить, задерживаться и так далее либо как-то менять свои бизнес-процессы для этого, значит, он будет просто вне рынка по сравнению с другими, потому что бизнес — это постоянно развивающаяся модель. А когда государство начинает регулировать уже, кто, кому, что и сколько, кто кому может звонить, когда человек звонок не может брать, то это мешает развитию бизнеса.
Григорий Шитиков
гендиректор группы компаний «Хайгер»
Что делать, если начальник звонит в выходной
«Московские новости» собрали рекомендации экспертов, которые помогут сотрудникам не отвлекаться на рабочие звонки и сообщения в свободное время.
- Самое важное правило — заранее обсудить вопрос коммуникации с руководством и предупредить его, что в свободное от работы время вы, скорее всего, будете вне доступа.
- Выполняйте работу точно в срок. Если начальник звонит в выходной день из-за невыполненных задач, то единственный способ решения проблемы — не допускать таких ситуаций и выстраивать свой день таким образом, чтобы все успевать.
- Если же начальник обрывает телефон и вы решили ответить, нужно понять, действительно ли проблема была настолько важной, чтобы тревожить вас в свободное время, или же это была прихоть босса. При втором варианте от выполнения задачи лучше отказаться, чтобы начальник впредь не пользовался вашей безотказностью.
- В случае, если руководство компании не прислушивается к вашим жалобам, то в крайнем случае можно обратиться к закону и напомнить о нем работодателю.
Фото обложки: Zuma / TASS