Что происходит
«Ростех» планирует создать первый российский игровой движок (средство разработки видеоигр).
Что говорят
В Минцифры рассматривают предложение госкорпорации. Игроки рынка назвали идею логичной, но отметили, что реализация «обойдется в миллиарды рублей» и продлится «2–3 года».
Расклад сил
Подконтрольные американским компаниям движки Unity и Unreal Engine — одни из самых популярных в мире, в РФ пока нет их аналогов.
Тенденция
В России может появиться фонд для поддержки разработчиков патриотических компьютерных игр, а институт развития интернета инвестирует 1 млрд рублей в развитие отрасли компьютерных игр в РФ.
Что происходит
Корпорация «Ростех» предложила создать первый российский игровой движок (средство разработки видеоигр). По данным «Коммерсанта», об этом глава госкорпорации Сергей Чемезов сообщил в Минцифры и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
- В «Ростехе» пояснили, что с уходом зарубежных компаний из РФ «ниша освободилась, есть кадровый ресурс — на рынок вышли команды, имеющие ценный опыт».
- В корпорации уточнили, что игровой движок поможет создавать не только видеоигры, но также VR-проекты, кино и мультфильмы, а также может быть использован в промышленности и образовании.
- «Из наличия у страны собственных решений такого уровня складывается тот самый технологический суверенитет, о котором так много говорится. Для «Ростеха» — это, безусловно, интересный проект. Мы готовы участвовать в нем наряду с другими заинтересованными компаниями и ведомствами», — заявили в госкорпорации.
Что говорят
- В Минцифры подтвердили получение письма от «Ростеха» и сообщили, что уже рассматривают предложение госкорпорации.
Необходимость привлечения государственных инвестиций в данном случае неочевидна, в качестве альтернативы следует рассмотреть венчурное финансирование со стороны негосударственных фондов.
Минцифры
- В РФРИТ, который, как ранее писал «Коммерсант», может профинансировать проект, также заявили, что идея «Ростеха» изучается.
Важно, чтобы решения, создаваемые в рамках господдержки, были действительно рыночными, окупаемыми и востребованными.
Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ)
- Продюсер крупной игровой студии назвал инициативу «Ростеха» логичной. «Структурам госкорпорации уже сейчас требуется собственный графический движок, например для визуализации производимого оборудования и создания 3D-макетов в машиностроении», — заявил он.
Технически взять такой движок и доработать его под потребности разработчиков игр — это вполне решаемая техническая задача, если правильно задать базовую архитектуру и логику.
продюсер крупной игровой студии
- Продюсер добавил, что такая задача выходит за рамки создания одного только программного обеспечения и «больше напоминает создание целой отрасли 3D-визуализации с нуля».
- Ранее игроки рынка, обсуждая идею создания российского движка с правительством РФ, заявили, что реализация идеи «обойдется в миллиарды рублей» и потребует «2–3 года».
- Ранее президент РФ Владимир Путин раскритиковал работу «Ростеха» за «скромные результаты» работы в области высоких технологий.
Расклад сил
Игровой движок — это программная платформа, на которой ведется разработка той или иной игры. На одном и том же движке разработчики могут создавать совершенно разные игры.
- Движок Unity (разработчик — американская компания Unity Technologies) лидирует на рынке как в мобильной игровой разработке (где он занимает более 50% рынка), так и на
Steam для ПК. Unity относительно легко освоить, он пользуется популярностью среди игровых студий. На Unity созданы, например, Among Us и Cities: Skylines, Hollow Knight, Escape from Tarkov и другие. - Следующим по популярности идет движок Unreal Engine (разработчик — американская компания Epic Games). По набору инструментов похож на Unity, однако имеет более расширенный функционал и подходит для высокореалистичных игр. Движок Unreal Engine требует от разработчиков более высоких навыков, чем Unity. На нем работают авторы игр самых разных жанров. Среди них — Final Fantasy VII Remake, BioShock: Infinite, Star Wars Jedi: Fallen Order и многие другие.
- Еще один из лидеров — GameMaker (разработчик — британская компания YoYo Games). Этот движок привлекает авторов игр удобством, так как для его использования не нужно знать языки программирования, а готовую игру можно сразу экспортировать в Steam. Однако в GameMaker нет таких возможностей для работы с 3D, как в Unity и Unreal Engine: вместо этого он фокусируется на 2D-играх. На нем сделаны Risk of Rain, Katana Zero и другие.
- На рынке есть и множество других движков, кроме того, многие крупные игроки на рынке геймдева пользуются собственными движками, например Electronic Arts — Frostbite, CD Projekt RED — REDengine. Однако, как отмечается на сайте gamedeveloper.com, «почти никто, кроме топовых разработчиков игр, больше не создает свой собственный движок» и в последние годы количество собственных движков снижается, в то время как доля Unity и других — растет.
Ранее в Госдуме РФ отметили, что в России пока нет аналогов зарубежных движков.
«В основном разработка идет на Unreal Engine и Unity, которые подконтрольны американским компаниям», заявили игроки рынка.
Тенденция
- Российский игровой рынок растет. Международный игровой бренд My.Games (входит в состав VK) подсчитал, что за 2021 год объем российского игрового рынка РФ увеличился на 9% по сравнению с 2020 годом и достиг 177,4 млрд рублей. Это в 1,5 раза больше показателя 2019 года (121,3 млрд рублей). Самый быстрорастущий сегмент рынка за период — мобильные игры, однако самой доходной платформой по-прежнему остается ПК. Как отмечает Cybersport, российские разработчики «способны выдать и хардкорные симуляторы, и масштабные стратегии, известные по всему миру».
- Весной 2022-го магазины приложений Google Play и AppStore отказались принимать платежи из России, также россиянам отказались продавать игры такие компании, как Microsoft и PlayStation. В результате, по мнению экспертов, освободившуюся на рынке нишу заполнят либо российские продукты, либо пиратские версии зарубежных игр.
Власти РФ намерены поддержать отечественных разработчиков и анонсировали ряд мер.
- В конце апреля 2022-го «Коммерсант» сообщил, что в России может появиться фонд для поддержки разработчиков патриотических компьютерных игр. Источник «Коммерсанта» считает, что Фонд игр будет работать как Фонд кино Минкульта, который софинансирует выпуск фильмов на возвратной основе. Как утверждает источник, механизм отбора проектов «прорабатывается».
- Институт развития интернета (ИРИ) планирует инвестировать не менее 1 млрд рублей в развитие компьютерных игр в России. В ИРИ надеются, что это поможет создать продукты, которые смогут успешно выйти на восточные рынки.