Михаил Викторович, расскажите, пожалуйста, какие сейчас у России есть проекты в Антарктиде?
Вклад России в исследование Антарктиды огромен. Начиная с того, что ровно 205 лет назад Антарктида была открыта именно русской экспедицией под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. И сегодня Россия сохраняет лидирующие позиции по количеству научных станций в Антарктиде.
Я хочу рассказать про Новый зимовочный комплекс «Восток», который в январе этого года впервые стал родным домом для полярников юбилейной 70-й Российской антарктической экспедиции.
Станция «Восток» была основана в 1957 году на ледяном куполе Антарктиды на высоте 3,5 тыс. метров и в 1200 километрах от ближайшего побережья. Это единственная круглогодичная внутриконтинентальная российская станция в Антарктиде, расположенная не только на южном геомагнитном полюсе Земли, но и на Полюсе холода (зафиксирована самая низкая температура –89,2 градуса по Цельсию).
Условия работы на старой станции «Восток» были, мягко говоря, аскетичные. Станция полностью ушла под снег, находится под трехметровым слоем снега, и чтобы на нее попасть, надо идти по извивающимся снежным улицам-коридорам.
Теперь у наших полярников есть все необходимое для комфортной и безопасной жизни в экстремальных условиях. При температуре на улице ниже минус 80 градусов Цельсия в жилых комнатах, лабораториях, рабочих зонах нового комплекса температура может сохраняться до плюс 25 градусов Цельсия. На станции летом могут находиться до 35 ученых, зимой экипаж сокращается до 15 человек.
Строительство НЗК «Восток» было осуществлено в рамках программы развития антарктических станций Российской Федерации. Оно стало возможным благодаря совместным усилиям ученых, инженеров и строителей, которые работали в сложных климатических условиях Антарктиды.
Финансирование проекта осуществлено компанией «НОВАТЭК» и Правительством РФ. НЗК «ВОСТОК» спроектирован и построен компанией «ЗАПСИБГАЗПРОМ», которая входит в Группу «МЕТРОПОЛЬ». Реализацией проекта занимается Российская Антарктическая Экспедиция ААНИИ (Арктический и Антарктический Научно-исследовательский институт).
Возведение новой станции является важным шагом в развитии научных исследований и инфраструктуры в Антарктике. «Восток» оснащен всем необходимым оборудованием для проведения научных исследований в области метеорологии, гляциологии, геофизики и других наук. Кроме того, здесь есть медблок с операционной, барокамерой, стоматологическим и рентген-кабинетом, кают-компания с бильярдом, кинозал, спортзал и сауна. Все системы жизнеобеспечения продублированы и имеют резервные мощности. Станция также обеспечена качественной интернет-связью.
На станции проводятся исследования климата, состояния озонового слоя, ионосферы Земли, ледяного покрова, палеоклимата. Но основной предмет изучения — крупнейшее антарктическое озеро Восток, которое находится под ледяным щитом непосредственно под станцией. Это пятый по объему воды пресноводный водоем в мире. И оно уникально тем, что находилось в изоляции от земной поверхности десятки миллионов лет.
Озеро Восток
Подледное озеро в Антарктиде является одним из крупнейших пресных водоемов на планете. Гипотезу о существовании этого озера еще в 1957 году выдвинул ученый Андрей Петрович Капица. Но доказано это было только в 1996 году совместными усилиями российских и британских полярников.
Озеро находится в районе антарктической станции «Восток» и скрыто под четырехкилометровой толщей льда. Его предполагаемая площадь — 15,5 тыс. кв. км, глубина — более 1200 метров, объем воды — около 5400 куб. км. В 2012 году российским ученым удалось получить первые пробы воды из озера Восток, исследования продолжаются.
Вы сами несколько раз были в Антарктиде: как проходит обычный день полярника на этом континенте? Какой самый удивительный феномен природы Вы там лично наблюдали?
Обычный день полярника длится с сентября по март, потому что это — полярный день, и солнце не заходит по полгода. Именно в этот период ведется активная работа на станциях. Потому что в полярную ночь наступает холод и темнота. Некоторые полярные станции консервируются на зимний период.
В солнечный день из-за полного отсутствия пыли и низкой влажности воздуха видимость может быть на несколько десятков километров. Это потрясающее ощущение — видеть автопоезда с грузом на таком расстоянии. Но при таком ярком солнце и отражении от поверхности идет очень сильная нагрузка на глаза, поэтому в Антарктиде надо обязательно носить солнечные очки и мазать открытые части тела солнцезащитным кремом. Но в метель видимость может быть и нулевая. Погода меняется очень быстро и стремительно. Это тоже особый феномен полярных широт.
В летний период иногда полярники ходят друг к другу в гости на соседние станции, если позволяет расстояние и погода. Но при этом надо учитывать, что каждая станция живет по времени своей страны, и оно может не совпадать. У вас будет день, а у них — ночь.
Как Вы сами «загорелись» Антарктидой, почему?
Я целенаправленно шел к своей цели работать в Арктике и в Антарктиде. Мое увлечение географией и полярной темой началось еще в школе. После ее окончания я поступил на Географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова учился на Кафедре известного географа-исследователя и первопроходца Антарктиды Андрея Петровича Капицы, моего учителя и наставника. Именно он совершил одно из новейших географических открытий XX века, выдвинув гипотезу о существовании огромного подледного озера под станцией «Восток», которая в 1996 году подтвердилась. Сегодня я возглавляю основанную А.Н. Капицей Кафедру рационального природопользования в Московском университете.
Потом в моей жизни был ряд арктических и антарктических экспедиций, участие в реализации различных арктических проектов, знакомство с легендарным полярником Артуром Николаевичем Чилингаровым, который принял меня в «арктическое» братство и тоже был моим учителем и наставником. В прошлом году Артур Николаевич, к сожалению, ушел из жизни, и я стал его приемником на посту президента Ассоциации полярников (АСПОЛ).
Могу сказать, что сегодня как для АСПОЛ, так и для МГУ им. М.В. Ломоносова и других ведущих вузов страны стоит важная задача по популяризации Арктики и Антарктиды, и роли России в их освоении и изучении, а также по привлечению кадров и молодежи в полярные проекты.
Молодые ученые не только принимают участие в экспедициях, но и делятся научным опытом с подрастающим поколением на мероприятиях проекта «Встреча поколений», реализуемого Международным гуманитарно-просветительским центром «Полюса Земли» АСПОЛ. На встречах в рамках проекта гости-полярники рассказывают школьникам и студентам о научных изысканиях, особенностях быта в Антарктике, важности исследований.
Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов Фото: Саша Герасимов
Какие, на Ваш взгляд, перспективы развития континента? Стоит ли туда массово пускать туристов или это только мешает?
Антарктида огромный континент с огромными расстояниями и экстремальными климатическим условиями. Я уже говорил, что погода там меняется настолько стремительно, что нет никаких гарантий, что вы вовремя туда доберетесь и вовремя сможете выбраться.
Полет в Антарктиду тщательно планируется и подготавливается. Но все равно существует такое понятие, как «точка невозврата». Это когда топлива хватает только на то, чтобы долететь, но уже не хватит на то, чтобы развернуться и лететь обратно. В Антарктиде нет запасных аэродромов, нет служб управления воздушным движением и вообще какой-либо инфраструктуры. Поэтому, если погодные условия резко ухудшились, все равно придется лететь до места назначения.
Для обслуживания станций в Антарктиде действует несколько аэродромов, и у всех ледяная или снежная взлетно-посадочная полоса, на которую приземляются далеко не все самолеты. Из наших самолетов в Антарктиду летают ИЛ-76. На внутренних рейсах между станциями используются американские Basler BT-67. Это модификация старого транспортного турбовинтового самолета Douglas с лыжными шасси. Надо сказать, что полярная авиация заметно устаревает. В связи с этим наши полярники неоднократно поднимали вопрос о необходимости создания отечественного самолета на лыжах.
Поэтому туризм в полярных широтах, будь то Арктика или Антарктида — чрезвычайно высоко рискованное мероприятие, сопряженное с созданием системы спасения, обеспечения топливом, использованием дорогой специальной техники, ледокольного флота. Кроме того, такой туризм не массовый, он требует индивидуального подхода. Поэтому он очень дорогостоящий.
На мой взгляд, массовый туризм в Антарктиду — дело не сегодняшнего дня, а, возможно, далекого будущего.
Тем не менее Антарктида должна оставаться мирным домом для всех ученых Земли, где они могли бы сообща проводить наблюдения за магнитосферой и ионосферой, метеорологические наблюдения и медико-биологические исследования планеты.
Фото обложки: Саша Герасимов, основатель проекта о приключениях «Сила Территории»