Что произошло
Индия примет участие в российском проекте по развитию Северного морского пути (СМП).
Контекст
СМП — кратчайший морской путь, который соединяет европейские и дальневосточные порты страны. По итогам 2020 года по Севморпути перевезли 33 млн тонн грузов.
За чем следить
Предполагается, что к 2024 году объем перевозок по СМП достигнет 80 млн тонн в год. С 2022 года планируют открыть первые регулярные рейсы по перевозке грузов.
Но при этом
СМП практически не задействован в международном транзите.
Расклад сил
Многие компании выразили желание сотрудничать с проектом. Интерес к нему проявила и Япония.
Что произошло
Индия станет партнером России по открытию Северного морского пути (Севморпуть, СМП) для международной торговли, пишет «Коммерсант» со ссылкой на заявление премьер-министра Индии Нарендры Моди.
- Развитие СМП — это еще один важный аспект стратегического партнерства между Индией и Россией, отметил он. Моди добавил, что сотрудничество в поставке энергетических ресурсов может привнести стабильность на глобальный энергетический рынок.
- Также одна из крупнейших индийских верфей Mazagon Dock Limited будет сотрудничать с российской верфью «Звезда». В рамках партнерства планируется строить торговые суда.
Контекст
СМП — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, который используется для международного судоходства.
- Он соединяет европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.
- Длина пути составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. По словам экспертов, СМП может стать альтернативой загруженному Суэцкому каналу, так как по нему путь перевозки на 40% короче.
- По итогам 2020 года по Севморпути перевезли 33 млн тонн грузов.
За чем следить
- Президент России Владимир Путин заявил, что к 2024 году объем перевозок по СМП достигнет 80 млн тонн в год.
- Кроме того, российский лидер обратил внимание на предложение запустить по Севморпути контейнерную линию на регулярной круглогодичной основе.
- Предполагается, что с 2022 года могут открыться первые регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт-Петербургом.
- Путин заявил, что Россия не будет ограничивать другие страны в использовании Севморпути, а само использование будет строиться в строгом соответствии с международным морским правом.
- Также ГК «Росатом» представила план единого цифрового пространства для СМП, позволяющего в режиме «одного окна» оказывать различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам, страховщикам и др. В том числе речь идет об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота. Проект обойдется в сумму порядка 2,9 млрд рублей.
Но при этом
Несмотря на грандиозные планы, на практике Северный морской путь практически не задействован в международном транзите.
- Большую часть грузооборота обеспечивают поставки сжиженного природного газа (СПГ) с Ямала, а также нефтяные поставки «Газпром нефти».
- Объем грузоперевозок по СМП в 2020 году составил 33 млн тонн, что на 3% меньше показателей Суэцкого канала. По словам экспертов, выполнить задачи, о которых заявил президент РФ, невозможно без значительного расширения международного транзита.
- Еще одна проблема — высокие тарифы на проход через СМП во многом обесценивают возможное снижение издержек. Экономия во времени также теряется из-за необходимости ждать ледокольную проводку зимой. Для успешного международного судоходства нужны дополнительная инфраструктура и более гибкий подход к тарифам, считают эксперты.
Расклад сил
- В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) сообщили, что организация готова инвестировать в развитие СМП до $2,5 млрд. Компания может выступить в качестве партнера проекта и как участник финансирования строительства контейнеровозов и создания транзитных хабов.
- ГК «Росатом» и портовый оператор DP World (DPW), подконтрольный властям ОАЭ, в июле подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную проработку и проектирование пилотных контейнеровозов для СМП.
- Газовая компания «НОВАТЭК» также заявила, что может обеспечить поставки специальных ледоколов по восточному направлению СМП. В «Газпром нефти» сообщили о планах использовать Севморпуть в будущем.
- В Японии — крупнейшем в мире импортере сжиженного газа — также выразили желание сотрудничать с Россией в проекте СМП, так как это, по заявлению председателя Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Масами Иидзимы, важно для энергетической стратегии страны.