Николай Владимирович, расскажите, как рождаются идеи для таких проектов, как «Маяк» и «Дровник»?
Вдохновение приходит много откуда. Идеи могут возникать из взаимодействия с местом. Например, если объект находится возле реки, возникает желание сделать маяк.
Но мой маяк может ориентироваться не только на мореплавателей, но и быть направленным в космос, на космические корабли.
Все зависит от материала и окружения. В Японии, например, другие потрясающие материалы, такие как бамбук, и я должен учесть, чтобы моя работа гармонично вписывалась в окружающий пейзаж. Материалы, которые рядом, также влияют на воплощение идеи.

Какие материалы вы предпочитаете для своих проектов?
Это невозможно сказать. Тут как у Высоцкого, «лучше гор могут быть только горы». Я всегда в поиске новых материалов, мне интересно экспериментировать, но и классические материалы не перестают вдохновлять. В каждой стране я стараюсь найти что-то уникальное, что отражает культуру этой местности. Например, во Франции я открыл для себя виноградную лозу, которая стала отличным материалом для больших инсталляций в парках.
Получается, ваше искусство призвано не только украшать, но и подчеркивать красоту природы?
Абсолютно верно. Я заметил, что туда, где устанавливаются наши скульптуры, люди начинают приезжать чаще. Они приходят посмотреть искусство, но заодно начинают замечать и красоту природы, которую мы стараемся подчеркнуть нашими работами.
Фото: Екатерина Ветохина / ТАСС Фото: polissky.ru Фото: Екатерина Ветохина / ТАСС
Ваши работы известны не только в России, но и за рубежом. Как люди узнают о вас, учитывая, что вы не используете социальные сети?
Мир узнает о моем творчестве старым способом — через реальные события и фестивали. Обо мне узнают из уст в уста и благодаря фестивалям, на которых я выступаю. Я живу в своем ритме, и, кажется, это работает лучше любых соцсетей. Встречи, прямое общение и эмоции — вот что действительно привлекает внимание к моему творчеству.
Отсутствие социальных сетей не стало препятствием; наоборот, это добавляет работам таинственности и очарования.
Сталкивались ли вы с непониманием вашего искусства, хейтом?
Сейчас уже нет. Но раньше, да, люди могли подойти люди и сказать: «Я тоже так умею», «Я тоже так могу», безусловно. Но людей, кроме всего прочего, потрясает количество этой работы, как со «Снеговиками», — это колонны, целые колонны снеговиков. Когда человек видит, что это огромный труд, что вложено. Хотя вроде бы и понятные ему технологии изготовления, это уже завораживает. Это один из наших приемов, которые подкупают людей однозначно.
Ваши произведения часто носят временный характер. Почему вы выбрали такой способ выражения?

Начинал я с создания объектов из снега [арт-объект снеговики], которые были, по своей сути, временными. Сейчас мы проводим масленицы, где сжигаем большие объекты и превращаем это в огненное шоу. Это символизирует нечто большее, чем просто праздник, — это переход от старого к новому, отражение циклов природы, круговорот жизни и естественность происходящих процессов.
Через сжигание произведений искусства люди испытывают катарсис и обновление.
Сейчас один из самых известных ваших арт-проектов — это ежегодные Масленицы в «Никола-Ленивце». Как начиналась ваша история с этим местом?
Это место стало для меня настоящим откровением. Я приехал в «Никола-Ленивец» из Москвы, искал уединения и близости к природе. Сначала это было просто место, где я мог спокойно работать и думать. Но со временем я понял, что это место обладает особенной энергией и потенциалом для создания масштабных арт-проектов.
Здесь я чувствую себя частью природы, и это чувство пронизывает каждое мое творение.
Каждый проект начинается с диалога с ландшафтом, с понимания того, как моя работа может гармонично вписаться в окружающую среду и дополнить ее. Здесь я нахожу уникальные природные материалы и использую их так, чтобы подчеркнуть красоту не только искусственного объекта, но и самой природы.
Что особенного в арт-проектах в «Никола-Ленивце»?
Особенность заключается в масштабности и свободе. Здесь нет ограничений, как в городе. Можно создавать действительно большие и смелые проекты. Это место предоставляет мне полную свободу для экспериментов.

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС
Как жители «Никола-Ленивца» взаимодействуют с вашим искусством?
Жители деревни активно участвуют в создании и установке объектов. Это для них стало способом самовыражения и частью жизни. Они вдохновляются процессом и видят в нем что-то большее, чем работа. Это их национальная гордость, и они с удовольствием принимают в этом участие. Но проект им еще и жить помогает, потому что там работы другой нет.
Когда я только становился художником, все говорили, вы, художники — трутень на теле трудового народа, в советское время это все было. А здесь получается, что искусство, наоборот, помогает людям жить и выживать, они получают зарплату. Люди, приезжающие из города, готовы платить какие-то средства, деньги. Это даже экономика искусства уже появилась.
Это вообще для меня было всегда удивительно, но очень приятно, что искусство не выпрашивает денег, как это обычно принято, на дотациях, а вполне встроено в экономику.
А вообще, сколько в среднем человек приезжает ежегодно?
Трудно сказать. По-моему, больше 6–7 тысяч территория просто не воспримет. Они не получат должного удовольствия. То есть нам не нужно больше. Бывало, по-моему, и по 10, и по 12, но это слишком много. Поэтому стараемся так вот держаться на 5–6 тысячах. Тогда все получают должное удовольствие.
А, по-вашему, удовольствие людей, которые приезжают на Масленицу, оно из чего складывается?
У нас искусство — это очень острое ощущение. Людям как-то это, видимо, нужно. Этот огромный костер сам по себе вызывает эмоции, а потом мы каждый раз делаем его разным.
Я слежу, чтобы все горело по-разному и чтобы это была огненная скульптура. Я считаю, что главное — добиваться такого эффекта, которого у тебя раньше не было.
Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС Фото: Maxim Shipenkov / EPA / TASS Фото: Maxim Shipenkov / EPA / TASS Фото: Руслан Шамуков / ТАСС Фото: Руслан Шамуков / ТАСС Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС Фото: Maxim Shipenkov / EPA / TASS Фото: Софья Сандурская / ТАСС Фото: Софья Сандурская / ТАСС
По вашему опыту, что нужно для того, чтобы стать успешным художником?
Главное — это быть энергичным, уметь видеть возможности и не бояться экспериментировать. Искусство требует как творческих, так и житейских навыков — важно уметь меняться вместе с окружающим миром.
До 16 февраля в Мультимедиа Арт Музее Москвы проходит выставка Николая Полисского «Электроарт». Мы благодарим администрацию музея за содействие в проведении интервью и рекомендуем заглянуть на выставку до ее завершения.