КапиталДетали

Инвестиции от государства

В Челябинске запустят производство кассетных подшипников, в Санкт-Петербурге построят фармацевтический комплекс, а в Ульяновской области планируют выпускать модернизированные автобусы.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Челябинский кузнечно-прессовый завод запустит производство кассетных подшипников для железнодорожных вагонов 

ЧКПЗ намерен вложить в новое производство 1,3 млрд рублей и выпустить за 5 лет 2,5 млн единиц продукции.

Факты:

  • К 2023 году на ЧКПЗ планируют наладить полный цикл производства кассетных подшипников для инновационных железнодорожных вагонов с повышенной грузоподъемностью. 
  • В 2017 году на предприятии началась реализация масштабного проекта по локализации производства подшипников. За эти годы налажен выпуск отдельных компонентов, включая основные — раскатные внешние и внутренние кольца.
  • Рынок кассетных подшипников в России фактически опустел: зарубежные компании, которые производили их на территории страны, покинули ее. 

Перспективы:

  • До 2027 года планируется выпустить около 2,5 млн кассетных подшипников. 
  • Объем инвестиций составит 1,3 млрд рублей, из которых большую часть может предоставить Фонд развития промышленности России (ФРП) в рамках льготного займа по программе «Комплектующие изделия». В настоящий момент заявка предприятия находится на рассмотрении. ФРП уже выдавал заводу два займа. 
  • Эксперты отмечают, что подшипники высоко востребованы из-за ухода из России зарубежных производителей и растущего дефицита продукции. Ранее в России их выпускали три предприятия: ООО «ЕПК-Бренко» (в сотрудничестве с американской компанией Brenco), ООО «Тимкен ОВК» (в сотрудничестве с американской компанией Timken) и ООО «СКФ» (завод шведской компании SKF). Весной 2022 года компании остановили производство, объявили о продаже активов и покинули рынок. 

Риски:

  • Эксперты подчеркивают, что для удовлетворения потребностей российского рынка мощностей производства ЧКПЗ будет недостаточно. Представитель «Опоры России» Павел Золотов отмечает: «Проект очень правильный и своевременный, но в рамках страны этого очень мало. Подобных предприятий нужно построить как минимум десять одномоментно». 

Фармацевтическая компания «Вертекс» построит производственно-складской комплекс в Санкт-Петербурге

Этот проект — часть масштабного инвестиционного плана по строительству крупного офисно-производственного комплекса. 

Факты:

  • Для реализации проекта по строительству нового комплекса «Вертекс» учредила дочернюю компанию ООО «Биоген» в 2019 году. Тогда планируемые инвестиции оценивались в 4,6 млрд руб. Старт строительства был запланирован на 2021 год.
  • Проектирование началось с опозданием — в 2021 году. Производственно-складской комплекс предполагает разработку, производство, контроль качества и хранение фармацевтической и парафармацевтической продукции, косметических средств. На складе наладят высокостеллажное (до 19 м) хранение мощностью более 35,6 тонн в год (25 тыс. паллетомест). 
  • Площадь нового комплекса составит 22 тыс. кв. метров. Строительство планируют начать в июне 2022 года.
  • До конца текущего года сумма инвестиций может достигнуть 150 млн руб. Общие вложения в объект оцениваются на уровне от 1,6 млрд до 2 млрд руб.
  • Намеченный срок реализации первой очереди проекта составляет три года (то есть до 2025 года).

Перспективы:

  • Здание станет первым объектом офисно-производственного комплекса на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская». Всего запланировано три этапа реализации проекта в течение 7 лет. Общая сумма инвестиций в проект оценивается примерно в 5 млрд руб.
  • Планируемый срок окупаемости составляет 12 лет.
  • В ходе реализации трех очередей проекта предполагается создание более 200 рабочих мест.

Риски:

  • Так как строительство трех очередей проекта рассчитано на 7 лет, объем инвестиций может увеличиться — например, из-за подорожания строительных материалов.
  • Рост стоимости строительства увеличит срок окупаемости проекта. Есть риск, что компания-инвестор вовсе откажется от реализации второй или третьей очередей.
  • Российские фармпроизводства серьезно зависят от европейского оборудования, импорт которого сейчас практически остановлен. Кроме того, могут возникнуть сложности с обслуживанием уже работающего оборудования. 
  • Российскому рынку также грозит дефицит хроматографических колонок, так как иностранные компании ограничили или полностью прекратили их поставки в страну. Это оборудование используется для контроля качества лекарств, и без него запустить производство будет крайне затруднительно.  

Минпромторг одобрил заявку ульяновского производителя автобусов «СИМАЗ» на заключение контракта СПИК 2.0

Компания после подписания специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) намерена организовать производство низкопольных автобусов с двигателем, работающим на природном газе.

Факты:

  • Выпуск автобусов может быть налажен на базе действующей площадки «СИМАЗа» — бывшем Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков.
  • Автобусы планируют собирать на 80% из российских компонентов.
  • Проект намерены реализовать в течение 10 лет. 
  • Представленный проект предполагает инвестирование 2,8 млрд руб. и создание более 580 новых рабочих мест.

Перспективы:

  • Ожидается, что реализация проекта позволит компании выйти на внешний рынок.
  • Поскольку автобусы «СИМАЗ» соответствуют федеральной программе «Доступная среда» и собираются из российских комплектующих, компания может участвовать в тендерах по госзакупкам. В таком случае новые автобусы получат гарантированный рынок сбыта продукции.
  • Объем налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджеты в результате создания нового предприятия составит почти 2 млрд руб.
  • При подписании СПИК 2.0 компания получит налоговые преференции: 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, пониженные ставки региональной части этого налога, также могут быть предоставлены льготы по налогам на имущество, транспорт и землю.
  • В 2022 году Минпромторг распространил отсрочку от уплаты утилизационного сбора на всех крупнейших автопроизводителей, заключивших в России специальные инвестиционные контракты на производство транспортных средств. Это позволит предприятию сохранить оборотные средства и вкладывать их в развитие.
  • Совместно с профильными учебными заведениями региона планируется создание базы для профессиональной подготовки специалистов для предприятия.

Риски:

  • Введение санкций со стороны ряда западных компаний оказало отрицательный эффект на развитие предприятия. Так, руководство компании вынуждено искать другие логистические схемы и заниматься импортозамещением по ряду позиций комплектующих.
  • Несмотря на то что сейчас отсутствует проблема с поставками японского шасси, на котором выпускаются автобусы, гарантий сохранения поставок на будущее нет. 
  • Импортозамещение двигателей пока не представляется возможным, поскольку в России газовые двигатели не производят (на автобусы «СИМАЗ» устанавливаются газовые двигатели компании Isuzu Motors).
  • По мнению экспертов, успех реализации проекта зависит от того, сможет ли «СИМАЗ» скооперироваться с имеющими сильные конструкторские бюро холдингами «ГАЗ» и «КАМАЗ». При этом на налаживание совместной работы может понадобиться около 5 лет. В таком случае срок реализации проекта увеличится.
  • «СИМАЗ» может наладить сотрудничество с китайскими поставщиками необходимых комплектующих, но в данный момент партнеров в КНР у компании нет. 
Копировать ссылкуСкопировано