Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
Челябинский кузнечно-прессовый завод запустит производство кассетных подшипников для железнодорожных вагонов
Факты:
- К 2023 году на ЧКПЗ планируют наладить полный цикл производства кассетных подшипников для инновационных железнодорожных вагонов с повышенной грузоподъемностью.
- В 2017 году на предприятии началась реализация масштабного проекта по локализации производства подшипников. За эти годы налажен выпуск отдельных компонентов, включая основные — раскатные внешние и внутренние кольца.
- Рынок кассетных подшипников в России фактически опустел: зарубежные компании, которые производили их на территории страны, покинули ее.
Перспективы:
- До 2027 года планируется выпустить около 2,5 млн кассетных подшипников.
- Объем инвестиций составит 1,3 млрд рублей, из которых большую часть может предоставить Фонд развития промышленности России (ФРП) в рамках льготного займа по программе «Комплектующие изделия». В настоящий момент заявка предприятия находится на рассмотрении. ФРП уже выдавал заводу два займа.
- Эксперты отмечают, что подшипники высоко востребованы из-за ухода из России зарубежных производителей и растущего дефицита продукции. Ранее в России их выпускали три предприятия: ООО «ЕПК-Бренко» (в сотрудничестве с американской компанией Brenco), ООО «Тимкен ОВК» (в сотрудничестве с американской компанией Timken) и ООО «СКФ» (завод шведской компании SKF). Весной 2022 года компании остановили производство, объявили о продаже активов и покинули рынок.
Риски:
- Эксперты подчеркивают, что для удовлетворения потребностей российского рынка мощностей производства ЧКПЗ будет недостаточно. Представитель «Опоры России» Павел Золотов отмечает: «Проект очень правильный и своевременный, но в рамках страны этого очень мало. Подобных предприятий нужно построить как минимум десять одномоментно».
Фармацевтическая компания «Вертекс» построит производственно-складской комплекс в Санкт-Петербурге
Этот проект — часть масштабного инвестиционного плана по строительству крупного офисно-производственного комплекса.
Факты:
- Для реализации проекта по строительству нового комплекса «Вертекс» учредила дочернюю компанию ООО «Биоген» в 2019 году. Тогда планируемые инвестиции оценивались в 4,6 млрд руб. Старт строительства был запланирован на 2021 год.
- Проектирование началось с опозданием — в 2021 году. Производственно-складской комплекс предполагает разработку, производство, контроль качества и хранение фармацевтической и парафармацевтической продукции, косметических средств. На складе наладят высокостеллажное (до 19 м) хранение мощностью более 35,6 тонн в год (25 тыс. паллетомест).
- Площадь нового комплекса составит 22 тыс. кв. метров. Строительство планируют начать в июне 2022 года.
- До конца текущего года сумма инвестиций может достигнуть 150 млн руб. Общие вложения в объект оцениваются на уровне от 1,6 млрд до 2 млрд руб.
- Намеченный срок реализации первой очереди проекта составляет три года (то есть до 2025 года).
Перспективы:
- Здание станет первым объектом офисно-производственного комплекса на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская». Всего запланировано три этапа реализации проекта в течение 7 лет. Общая сумма инвестиций в проект оценивается примерно в 5 млрд руб.
- Планируемый срок окупаемости составляет 12 лет.
- В ходе реализации трех очередей проекта предполагается создание более 200 рабочих мест.
Риски:
- Так как строительство трех очередей проекта рассчитано на 7 лет, объем инвестиций может увеличиться — например, из-за подорожания строительных материалов.
- Рост стоимости строительства увеличит срок окупаемости проекта. Есть риск, что компания-инвестор вовсе откажется от реализации второй или третьей очередей.
- Российские фармпроизводства серьезно зависят от европейского оборудования, импорт которого сейчас практически остановлен. Кроме того, могут возникнуть сложности с обслуживанием уже работающего оборудования.
- Российскому рынку также грозит дефицит хроматографических колонок, так как иностранные компании ограничили или полностью прекратили их поставки в страну. Это оборудование используется для контроля качества лекарств, и без него запустить производство будет крайне затруднительно.
Минпромторг одобрил заявку ульяновского производителя автобусов «СИМАЗ» на заключение контракта СПИК 2.0
Компания после подписания
Факты:
- Выпуск автобусов может быть налажен на базе действующей площадки «СИМАЗа» — бывшем Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков.
- Автобусы планируют собирать на 80% из российских компонентов.
- Проект намерены реализовать в течение 10 лет.
- Представленный проект предполагает инвестирование 2,8 млрд руб. и создание более 580 новых рабочих мест.
Перспективы:
- Ожидается, что реализация проекта позволит компании выйти на внешний рынок.
- Поскольку автобусы «СИМАЗ» соответствуют федеральной программе «Доступная среда» и собираются из российских комплектующих, компания может участвовать в тендерах по госзакупкам. В таком случае новые автобусы получат гарантированный рынок сбыта продукции.
- Объем налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджеты в результате создания нового предприятия составит почти 2 млрд руб.
- При подписании СПИК 2.0 компания получит налоговые преференции: 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, пониженные ставки региональной части этого налога, также могут быть предоставлены льготы по налогам на имущество, транспорт и землю.
- В 2022 году Минпромторг распространил отсрочку от уплаты утилизационного сбора на всех крупнейших автопроизводителей, заключивших в России специальные инвестиционные контракты на производство транспортных средств. Это позволит предприятию сохранить оборотные средства и вкладывать их в развитие.
- Совместно с профильными учебными заведениями региона планируется создание базы для профессиональной подготовки специалистов для предприятия.
Риски:
- Введение санкций со стороны ряда западных компаний оказало отрицательный эффект на развитие предприятия. Так, руководство компании вынуждено искать другие логистические схемы и заниматься импортозамещением по ряду позиций комплектующих.
- Несмотря на то что сейчас отсутствует проблема с поставками японского шасси, на котором выпускаются автобусы, гарантий сохранения поставок на будущее нет.
- Импортозамещение двигателей пока не представляется возможным, поскольку в России газовые двигатели не производят (на автобусы «СИМАЗ» устанавливаются газовые двигатели компании Isuzu Motors).
- По мнению экспертов, успех реализации проекта зависит от того, сможет ли «СИМАЗ» скооперироваться с имеющими сильные конструкторские бюро холдингами «ГАЗ» и «КАМАЗ». При этом на налаживание совместной работы может понадобиться около 5 лет. В таком случае срок реализации проекта увеличится.
- «СИМАЗ» может наладить сотрудничество с китайскими поставщиками необходимых комплектующих, но в данный момент партнеров в КНР у компании нет.