Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Инвестидея недели: акции продуктовых ритейлеров как защитный актив

То вверх, то вниз: именно такое движение демонстрирует российский рынок с начала года. По итогам существенная часть эмитентов дешевеет, включая и ритейлеров. Однако есть и те, чьи акции растут. Разбирались, что это за торговые сети и стоит ли покупать их бумаги.

Почему акции ритейлеров считаются защитным активом 

Когда рынок переживает период волатильности (другими словами, его основной бенчмарк, у нас — индекс Мосбиржи, скачет то вверх, то вниз, «утягивая» за собой остальных эмитентов), инвесторы присматриваются к более защищенным активам. Такими, например, традиционно считаются акции продуктовых ритейлеров: как правило, они чувствуют себя лучше других компаний, когда на рынке начинается коррекция. 

Причин несколько. Во-первых, каким бы ни был кризис, у ритейла всегда есть стабильный спрос: в магазины за продуктами всегда придут покупатели. Во-вторых, бизнес таких компаний более устойчив к росту инфляции — ведь формально именно благодаря ей ритейлеры зарабатывают больше. Чем быстрее рост цен, тем выше выручка у торговых сетей. Еще один важный момент — отечественный ритейл более защищен от внешнеторговых факторов, ведь он ориентирован на внутренний рынок и его потребителей. 

Если смотреть на котировки, то индекс Мосбиржи с начала года к сегодняшнему дню (18 апреля) показал отрицательную динамику — другими словами, упал на 3,5%. Если смотреть на голубые фишки, то «Лукойл» — минус почти 10%, «Роснефть» — минус 22%, НЛМК — минус 10%, «Хэдхантер» — минус 16%.  

Если же посмотреть на акции российских ритейлеров, то среди них есть те, кто оказался вообще в плюсе. Как обращает внимание Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, пока «Магнит» упал вслед за индексом Мосбиржи более чем на 11%, два других представителя сектора показали рост. Это «Лента» — плюс 17% с начала года и X5, которая возобновила торги после переезда в Россию в январе, — плюс 15%. «Именно эти две компании лучше всего проявили себя за первые 3 месяца 2025 года», — подчеркивает эксперт. 

Почему выросли «Лента» и X5

Как поясняет Романович, в целом когда российский рынок падает, то он падает весь. Чтобы удержаться или, более того, показать рост, нужны прямо какие-то очень хорошие показатели. И они как раз есть у X5 и «Ленты»: у обеих компаний вышли сильные отчеты за 2024 год. 

Так, Х5 Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») считается крупнейшим по выручке российским ритейлером и за прошлый год нарастила не только выручку (более чем на 24%, до 3,9 трлн рублей), но и чистую прибыль: почти на 22%, до 110 млрд рублей (согласно отчету по МСФО). Таких результатов удалось достичь в том числе благодаря развитию формата жестких дискаунтеров — сети «Чижик»: ее выручка увеличилась более чем в 2 раза, до 249,5 млрд рублей.

Что касается «Ленты», то та тоже порадовала рынок, отчитавшись лучше прогнозов: рост выручки почти в 1,5 раза (на 44% за год), до 888,3 млрд рублей. Также выросла и валовая прибыль — до 192,2 млрд рублей (+48,7% г/г). «Лента» также переключилась, начала развивать сегмент магазинов у дома, хотя до этого ритейлер был представлен только гипермаркетами. Да и в целом «Лента» начала активно открывать новые магазины, что помогло компании вырасти», — поясняет эксперт. 

Стоит ли покупать бумаги ритейлеров 

«В целом ритейл — это бизнес, у которого стабильные обороты и который при росте инфляции их увеличивает. Плюс-минус у ритейлеров одинаковая маржинальность», — подчеркивает Романович (маржинальность показывает, насколько эффективен бизнес — сколько прибыли содержится в каждом заработанном рубле). У X5 по итогам года этот показатель составляет 2,2%, у «Ленты» — 2,5%. Да и долговая нагрузка у обеих компаний небольшая. 

Кроме того, мы ждем от этих ритейлеров дивидендов, при этом от Х5 — рекордных. То есть бизнес этих компаний стабилен и растет вместе с показателями, долгов мало, а сами компании активно развивают новые форматы, не используя заемный капитал, который сейчас обходится дорого из-за высоких ставок. 

Романович напоминает: выбирая компанию из ритейла, инвестору нужно смотреть на показатель рентабельности и долговой нагрузки. Первая, как правило, в этом секторе низкая — порядка 2–2,5%. Это очень маленький запас. Именно поэтому рост процентов по кредитам сильно бьет по финансовым результатам. И наоборот. 

Если долг низкий и рентабельность высокая, пережить периоды высоких ставок, кризисы и рецессии гораздо легче. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное