Что нужно знать о «Делимобиле»
Компания, с которой, по сути, начался рынок каршеринга в России, сейчас прочно занимает позицию лидера в своем сегменте: в Москве доля «Делимобиля» составляет 50%, по стране — около 40%. У компании крупнейший автопарк в стране — более 24 тыс. автомобилей, а число пользователей превышает 9 млн.
На этой неделе «Делимобиль» анонсировал долгожданное IPO — оно запланировано на начало февраля. Таким образом, «Делимобиль» станет первым представителем каршеринга, который выйдет на Московскую Биржу. К самому IPO сервис готовился долго, еще с 2019 года, правда тогда компания присматривалась к международным площадкам, прежде всего к Нью-Йоркской бирже.
Как отмечает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, «Делимобиль» был убыточным с момента запуска, как и многие стартапы. Однако в 2023 году ситуация изменилась: компания объявила о получении чистой прибыли в 1,4 млрд рублей при выручке в 14,5 млрд рублей (последние обнародованные данные за 9 месяцев прошлого года), и сейчас можно с уверенностью сказать, что по результатам всего года компания останется «в плюсе».
«Для сравнения: за весь 2022 год у них была выручка 15 млрд рублей, а прибыли не было — год «Делимобиль» закрыл с убытком в 160 млн рублей», — напоминает эксперт.
Кроме того, Романович подчеркивает: «Делимобиль» не просто наращивает выручку (в 2,4 раза за 2020–2022 годы), но и повышает эффективность бизнеса. Это подтверждает рост рентабельности по EBITDA: с 22% в 2021 году до 25% в 2022 году, а затем и до 31% по итогам 9 месяцев 2023 года.
Как лидер каршеринга вышел на биржу
Компания уже успела зарекомендовать себя на российском фондовом рынке: экспансию на него «Делимобиль» начал по распространенной схеме: сначала «познакомился» с инвесторами, взяв у них деньги в долг, а затем предложил купить свои бумаги. Еще в 2022 году «Делимобиль» выпустил долговые бумаги (уже несколько выпусков) — облигации (поскольку компания относится к высокотехнологичному сектору экономики, на эти бонды действуют налоговые льготы).
«Начать с рынка облигаций вместо IPO оказалось правильным и, главное, своевременным решением. Рынок IPO в 2022 году в России, по сути, встал (тогда разместилась только одна компания — Woosh, и сделала она это, откровенно говоря, слабо)», — говорит Романович. Первый выпуск облигаций у «Делимобиля» в 2022 году прошел не очень хорошо — тогда компания собрала чуть менее 700 млн рублей. Зато в 2023 году на смену настороженности пришел интерес: второй и третий выпуски долговых бумаг сервис каршеринга распродал полностью — получив в ходе каждого по 4,5 млрд рублей.
Что нужно знать об акциях «Делимобиля»
Романович напоминает, что, принимая решение об участии в новом IPO, нужно учесть не только цену, по которой компания выводит бумаги на рынок, следует также выяснить, есть ли у них потенциал роста. Уже известно, например, что «Делимобиль» продает 10% — причем это не доля кого-то из акционеров, на рынок планируют отправить бумаги, выпущенные дополнительно.
Текущие оценки брокеров этих самых 10% «Делимобиля» сильно разнятся: от 40 млрд до 70 млрд рублей — практически в 2 раза. Романович считает более вероятным сценарий размещения по нижней границе — это больше соответствует цели компании сделать свое IPO историей роста.
Кроме того, акции «Делимобиля» должен подстегнуть отчет, который выйдет в марте. Ожидается, что хорошие финансовые результаты за весь 2023 год станут драйвером котировок.
Наконец, еще один бонус, который компания подготовила для своих будущих акционеров, — дивиденды. «Делимобиль» уже утвердил дивидендную политику — среди владельцев акций распределят не менее 50% чистой прибыли по МСФО (при условии, что отношение чистого долга к EBITDA будет менее 3).
IPO «Делимобиля» имеет все шансы стать хорошей историей роста, поэтому тем, кто купит акции компании на размещении, стоит держать бумаги вдолгую: помимо того что акции, скорее всего, удастся купить по привлекательной цене (раз компания собирается продавать 10% по нижней границе), плюс есть возможность практически сразу — летом 2024 года — начать получать дивиденды. Это редкое сочетание, когда компания не только активно растет, но и делится кэшем с акционерами. Обычно заработанная прибыль как раз и идет на поддержание этого роста.
Какие перспективы у рынка каршеринга и акций «Делимобиля»
Как подчеркивает Романович, «Делимобиль» интересен тем, чем он отличается от других представителей сегмента — «Яндекс.Драйв», City Drive и BelkaCar.
Прежде всего, тем, что «Делимобиль» использует финансовый лизинг, в то время как «Яндекс.Драйв» — операционный. Разница в том, что финансовый лизинг предполагает, что компания берет машину на определенный срок (как правило, 3 года), по истечении которого автомобиль остается у компании в собственности. В рамках операционного авто приходится возвращать.
Таким образом, у «Делимобиля» остается собственный автопарк: деньги, которые компания сейчас получит в рамках IPO, позволят ей без дополнительных затрат расширить автопарк. В то время как другим компаниям для этого придется брать кредиты по нынешним высоким ставкам.
Наконец, помимо того, что растет бизнес «Делимобиля», растет и весь сегмент каршеринга. Именно он назван аналитиками главным драйвером рынка мобильности в России. Согласно одному из недавних исследований, каршеринг в течение 5 лет (2023–2028) будет ежегодно расти на 40%. В пересчете на рубли это 44 млрд в 2023 году и уже 234 млрд в 2028 году. «Ожидаемо, что вместе с рынком будет такими же темпами расти и его лидер, «Делимобиль», — убежден Романович.