Как акции «Совкомфлота» реагируют на санкции
Последний пакет санкций, обнародованный неделю назад, 10 января, был заявлен как самый масштабный комплекс мер против российского нефтяного сектора. Целью в этот раз также стал «теневой флот», с помощью которого, по мнению Минфина США, транспортируется нефть из РФ. В черном списке оказались в том числе суда, принадлежащие «Совкомфлоту».
В самой компании заявили, что ее танкеры не относятся к «теневому флоту» и что оснований для санкций нет. Кроме того, в «Совкомфлоте» собираются принять меры, чтобы снизить влияние ограничений. Однако на данный момент они приведут к «дополнительным операционным сложностям».
Ожидаемо котировки отреагировали на новости падением — за 2 дня торгов, последовавших после санкций, падение превысило 10%. Помимо новых мер, инвесторов настораживают и финансовые результаты, которые ухудшаются в санкционных условиях. Так, по итогам 9 месяцев 2024 года выручка упала на 16% (год к году) — до $1,47 млрд. EBITDA снизилась почти на треть — на 31%, до $851 млн, а скорректированная чистая прибыль — на 34%, до 43,3 млрд рублей.
Как напоминает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, в целом бумаги «Совкомфлота» находились под давлением весь 2024 год и их цена снижалась. Если в конце 2023 года акции компании торговались по 150 рублей за штуку, то сейчас — по 87 рублей.
Как бизнес «Совкомфлота» переживает санкции
При этом, по словам эксперта, компания хороша тем, что у нее практически нулевой долг.
Это значит, что любые проблемы, связанные с временным замедлением бизнеса из-за санкций, «Совкомфлот» переживет лучше, чем компании, у которых высокий объем долга.
Так, с ограничениями также столкнулась «Сегежа» — отличие в том, что у лесопромышленного холдинга много кредитов. Чтобы расплачиваться по ним, компании сейчас приходится проводить допэмиссию (то есть выпускать на рынок дополнительные акции), которая запланирована на лето 2025 года.
У «Совкомфлота» в этом плане ситуация получше. Компания, конечно, теряет в показателях и результатах (см. выше), маржинальность также сокращается, однако сам бизнес при этом остается прибыльным. То есть в целом бизнес хороший, но ограничения и санкции, которые вводят, больно бьют по будущим результатам. Это приводит к тому, что инвесторы пересматривают свое отношение к «Совкомфлоту» и его бумагам и идут их продавать. Отсюда и падение котировок — чем больше предложение, тем ниже цена.
Какие перспективы у «Совкомфлота» и его акций
С точки зрения Романовича, на фоне новых ограничений «Совкомфлоту» придется либо перерегистрировать свои танкеры, либо предоставлять скидки за транспорт через санкционные суда. Как напоминает эксперт, сейчас покупатели в Индии и Китае не готовы принимать суда, попавшие под ограничения, — часть из них из-за этого оказались на стоянке в море.
Понятно, что выход найдется — будут задействованы дополнительные посредники, например, однако все это ведет к возникновению допиздержек, допкомиссий и тому, что сроки доставки вырастут.
В свете всех этих факторов сейчас большинство аналитиков смотрят на акции «Совкомфлота» не слишком позитивно, призывая подождать, пока ситуация с санкциями как-то изменится.
Потенциальная возможность смягчения санкций с приходом к власти Трампа вряд ли затронет нефтянку. Ведь новый президент США придерживается протекционистской политики и выступает за поддержку внутреннего производства. А если посмотреть на все санкции, которые вводились с 2022 года Вашингтоном, то они направлены на то, чтобы увеличить долю США на нефтяном рынке, — поставки в Европу уже выросли с 2022 года на 80%.
Ограничения на российский нефтяной морской экспорт также нацелены на то, чтобы покупатели из Азии переориентировались на ближневосточную или американскую нефть.
Таким образом, если акции «Совкомфлота» у вас уже есть, их можно продолжать держать в портфеле. Если бы речь шла об убыточном бизнесе, тогда можно было бы продать бумаги и забыть. Но здесь бизнес без долгов, прибыльный и рентабельный. Результаты на какое-то время станут хуже, но компания перестроится, найдет новых заказчиков, и ситуация выровняется.
Тем, у кого акций «Совкомфлота» пока нет, Романович предлагает не торопиться — дождаться позитива из новостей по санкциям, а затем уже покупать бумаги. Ведь если часть санкций будет снята или произойдет какая-то геополитическая разрядка, то «Совкомфлот» будет в числе самых значимых бенефициаров этого роста. Пока этого не произошло, лучше подождать.