Зачем «Транснефти» повышают налог на прибыль
На этой неделе Комитет Госдумы по бюджету
В ответ на решение Минфина в Ассоциации инвесторов «АВО» (представляет интересы частных инвесторов) заявили, что инициатива ведомства стала «шоком» для участников рынка. Что, в общем-то, понятно. «Транснефть» считается дивидендным аристократом — к этой категории относят эмитентов, которые регулярно делятся с прибылью со своими акционерами и ежегодно увеличивают размеры этих выплат.
Интересно то, что основной акционер «Транснефти» — это государство: ему принадлежит 78,6% привилегированных акций компании. Именно поэтому новость об увеличении прибыли объединение частных инвесторов восприняло с подозрением.
«Повышение налога на прибыль до 40% (вместо стандартной для других компаний ставки в 25%) расценивается инвесторами как механизм, с помощью которого контролирующий акционер будет изымать прибыль из компании в обход миноритарных акционеров», — заявили в Ассоциации инвесторов «АВО».
Почему упали котировки «Транснефти»
Настроение частных акционеров довольно наглядно отразил рынок: на фоне новостей котировки пошли вниз. Как отмечает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, падение началось в день, когда изначально появилась информация, 18 ноября: если до этого одна бумага стоила 1342 рубля, то 22 ноября ее цена оказалась в районе 1066–1067 рублей. Отдельно рынок расстроило решение Комитета Госдумы: минус почти 10% после того, как там утвердили сбор в 40%.
Однако такое падение может быть как раз хорошим моментом, чтобы купить акции компании — ведь фундаментальное состояние у нее хорошее. Даже если налог в 40% введут, «Транснефть» все равно останется прибыльной и продолжит платить дивиденды, просто размер их сократится.
Так, по результатам этого года на рынке ждут от «Транснефти» хорошую дивидендную доходность (то есть проценты от цены акций, которые получают их владельцы за определенный период). За этот год акционеры должны заработать около 18% годовых.
Однако если «Транснефть» будет платить 40% налога с прибыли, то за следующий год уже можно ждать 13% годовых. То есть дивидендная доходность не рухнет, но снизится — примерно до уровня того, что сейчас платит та же «Роснефть». Конечно, при текущей ставке 18% это еще неплохо, а 13% — это уже совсем грустно, но за 2025 год выплата будет только в 2026 году, и к этому времени что-то может измениться.
Что нужно знать о бизнесе «Транснефти»
По мнению Романовича, бизнес у компании хороший — кроме того, она стоит крайне дешево по мультипликаторам: то есть это значит, что рынок закладывает оценку «Транснефти» низкой, а ее показатели соответствуют более высокой цене акций. А это, в свою очередь, означает потенциал роста для котировок — в какой-то момент рынок пересмотрит свою позицию в отношении «Транснефти», и ее бумаги подорожают.
Если смотреть на мультипликаторы, то по EV/EBITDA (это отношение стоимости компании к прибыли до вычета расходов) у «Транснефти» 2,1, среднее значение в отрасли при этом 8. То есть «Транснефть» оценивается сильно дешевле, чем другие нефтяные компании. Кроме того, у «Транснефти» очень маленький долг (всего 0,3 от EBITDA) — это самый низкий уровень в нефтянке. Не говоря уже о том, что по мультипликатору Р/Е (цена к прибыли) компания стоит 3,5 (в среднем по отрасли — около 8).
С какой стороны ни посмотри, акции «Транснефти» на фондовом рынке торгуются дешевле, чем должны бы с их текущими финансовыми показателями. Как отмечает Романович, бизнес у компании стабилен — нет провалов и спадов, рентабельность стабильно держится на уровне 10–12% (и это после кризиса 2020 года, когда этот показатель немного упал).
Эксперт подчеркивает: «Транснефть» не уходит в убыток и в целом выглядит как эмитент привлекательно. Ее последний отчет (по российским стандартам, РБСУ) за 9 месяцев 2024 года показал, что показатели выросли: та же выручка прибавила около 7% и достигла 943,2 млрд рублей.
То, насколько хорошо себя чувствует бизнес «Транснефти», нагляднее всего демонстрирует тот факт, что государство решило взять с него дополнительный налог.
Стоит ли покупать акции «Транснефти» инвестору
Романович убежден: все вышеперечисленные факторы говорят за то, что уже в ближайшие полгода можно ждать роста котировок «Транснефти» — до уровня 1400 рублей за бумагу (+20% к нынешней цене). Как только рынок «переварит» новость о налогах. Прибавьте к этому дивиденды, которые компания в любом случае будет продолжать платить своим акционерам, — и нынешнее падение выглядит, с точки зрения эксперта, как хорошая точка входа.
Сейчас на фоне паники из-за налога в 40% и общей коррекции рынка котировки «Транснефти» упали — хорошее время, чтобы взять качественный актив по привлекательной цене. Цель в том, чтобы держать актив в портфеле минимум полгода — наблюдать за отчетностью, за ситуацией с налогом и за тем, как компания будет платить дивиденды. После этого можно будет решать, оставлять акции в портфеле или продавать.