КапиталДетали

Инвестидея недели: зачем «Самолет Плюс» проводит pre-IPO и стоит ли в нем участвовать

Когда компания не самая крупная, но выйти на фондовый рынок очень хочется, это можно сделать в два этапа. Именно такой путь выбрал «Самолет Плюс»: дочка девелопера готовится провести pre-IPO. 

Что за компания «Самолет Плюс»

На следующей неделе, 26 июля, завершается сбор заявок на участие в pre-IPO компании «Самолет Плюс». Дочка одного из главных российских девелоперов («Самолет» — главный акционер, ему принадлежит 93%) хочет собрать порядка 825 млн рублей. Мало для обычного IPO, но хорошо как инвестиции в развивающийся бизнес. 

Дочерняя компания «Самолета» — это сервис по продаже недвижимости и оформлению сделок: онлайн-платформа объединяет риэлторов, дизайнеров, юристов. Именно «Самолет Плюс» стал драйвером роста для девелопера в прошлом году, напоминает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях. 

Так, GMV — общий показатель валовых продаж маркетплейса — у сервиса в прошлом году достиг 745,1 млрд рублей, а сам «Самолет Плюс» оказался на первом месте по объему сделок среди агентств недвижимости. И это при том, что сама дочка появилась только в 2022 году — сейчас у нее порядка 1,7 тыс. офисов по всей стране и задействовано более 15 тыс. специалистов. 

«Самолет Плюс» — одно из самых быстрорастущих агентств в сфере недвижимости в России. Компанию решили выделить в отдельный бизнес и разместить на IPO, но для такого выхода на фондовый рынок она еще недостаточно большая. Именно поэтому было решено пойти по пути предварительного IPO. Брать заемный капитал на развитие бизнеса сегодня дорого, лучше получить деньги от инвесторов. 

Еще один интересный момент: это первое громкое pre-IPO на российском рынке. По словам Романовича, в этот раз «Самолет» готовит хорошую PR-кампанию, более того, ожидается, что этот опыт pre-IPO станет стимулом для других участников рынка и привлечет на площадку, где оно проходит — инвестплатформу Zorko, — и другие компании.

Кроме того, здесь еще угадывается интерес Центробанка, ведь Zorko регулируется ЦБ в партнерстве с Мосбиржей. В контексте не раз озвученной задачи активно развивать рынок IPO в России выход «Самолет Плюс» выглядит как попытка ЦБ «обкатать» новый для российского рынка механизм предварительных размещений для малых компаний. Платформа Zorko как раз и должна стать базой для привлечения инвестиций в бизнес, который еще не дошел до Мосбиржи, но уже может быть интересен акционерам. 

Что такое pre-IPO

Pre-IPO, или pre-Initial Public Offering — это покупка акций компании до ее официального выхода на биржу (первого публичного размещения). Идея в том, что от этой сделки выигрывают обе стороны. Инвесторы «заходят» в бизнес компании, пока тот оценивается рынком недорого, то есть покупают бумаги, которые потом могут подорожать в несколько раз — после начала официальных торгов. Что касается самой компании, то она привлекает капитал и масштабирует бизнес настолько, чтобы провести IPO. 

Условия pre-IPO у «Самолет Плюс»

  • Основное отличие IPO от pre-IPO, напоминает Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, в том, что торги проходят вне биржи — ведь эмитент пока официально на нее не выходил. В случае с «Самолет Плюс» площадкой станет платформа Zorko. Цена размещения сегодня — 275 рублей за бумагу. 
  • Еще одно важное отличие от стандартных правил IPO — в этом случае заявку инвестора удовлетворят в полном объеме. Что это значит? При проведении первого публичного размещения создается книга заявок, куда вносятся все запросы инвесторов — кто сколько акций хотел бы приобрести. В зависимости от того, насколько спрос превысил предложение, определяется, какую долю от своей заявки получит будущий акционер. Это может быть и 10%, а может и 100%. 

В случае с «Самолет Плюс» ситуация другая. Книгу заявок закроют, когда будет собрано максимальное число заявок. Потому что инвестор получит 100% от числа бумаг, которые он заявил. Это называется «100%-ная аллокация». 

Само IPO на Мосбирже планируется провести в первом квартале 2026 года, заявили в «Самолет Плюс». К этому времени компания рассчитывает занять 35% в сделках на рынке недвижимости и 9% — на рынке торговли мебелью. Это в 3,5 раза больше нынешних 9% на первичном рынке, не говоря уже о 5% на вторичном (на мебельном доля составляет 2%). 

Зачем участвовать в pre-IPO «Самолет Плюс»

Как подчеркивает Романович, такая схема pre-IPO — широко распространенная практика на Западе, и многие клиенты из России вкладываются в акции зарубежных технологических компаний таким образом. 

Логика такова: пока бизнес маленький, но очень быстро растет, в него можно вложиться по привлекательной цене. Если «Самолет Плюс» будет развиваться такими же темпами, то когда компания выйдет на биржу, она будет стоить уже кратно дороже. Основное мнение на рынке сейчас, что к IPO дочка «Самолета» подорожает в 3–4 раза вместе с бумагами.

Это, в принципе, подтверждают заявленные цифры: к выходу на Мосбиржу «Самолет Плюс» планирует достичь уровня в 11 млрд рублей по годовой EBITDA, то есть IPO может состояться по оценке 75–80 млрд рублей — вместо 20 млрд рублей в рамках pre-IPO.

Однако во всей этой истории не стоит забывать о рисках. 

Во-первых, схема с Zorko пока не отработана: пока для российского рынка такая внебиржевая торговля акциями — «кот в мешке». Звучит интересно и привлекательно, но есть риск вложиться и застрять. Если, например, грянет кризис в секторе недвижимости, «Самолет Плюс» может отложить IPO, а инвесторы останутся с акциями на какое-то время. 

Таким образом, инвестору предстоит выбрать, что для него критичнее: риск заморозить деньги в виде бумаг на 1,5–2 года (или дольше) или же получить потенциальную прибыль в виде прироста инвестиций в 3–4 раза. 

Копировать ссылкуСкопировано