КиберпанкДетали

Искусство крипты

Разговор с Покрасом Лампасом, пингвин за полмиллиона долларов и грустный лягушонок Пепе — в подборке «Московских новостей».

Егор Лапшов изучает цифровую культуру и коммуникации в университете Милана и каждую неделю рассказывает о главных событиях в мире NFT.

В этот спецвыпуск «Искусства крипты» мы включаем интервью с одним из самых известных российских художников Покрасом Лампасом. Он рассказал о том, что сделает NFT массовой технологией и сколько еще продлится рост индустрии, а также свое мнение о том, являются ли разноцветные динозаврики искусством или нет.

В предыдущих спецвыпусках гостями были российские художники — AES+F и Brickspacer.

Топ продаж

Предметы NFT-искусства продаются на десятках маркетплейсов. Площадки делятся на открытые и закрытые. На первых работу может выложить любой желающий (это называется «заминтить»), на вторых есть арт-кураторы, которые одобряют профили авторов и оценивают художественную ценность работ.

Первые строчки в топе продаж криптоарта практически каждую неделю занимают NFT, являющиеся частями тех или иных коллекций. 

Рейтинг составлен из работ, включенных в топ-50 продаж NFT за неделю, о которых мы не писали в предыдущих выпусках.

Главная суть топа — подбор новых оригинальных NFT среди тех, которые были проданы за большие суммы. Если следить за выпусками «Искусства крипты», можно понять, за что отдают деньги любители криптоарта.

В списке встречаются как новые работы, так и перепроданные. За неделю курс эфириума по отношению к доллару менялся в диапазоне от $2982 до $3262.

1. Pudgy Penguin #6873

Автор — Pudgy Penguins 

Сумма — 150 ETH

В топ на открытой площадке OpenSea попала часть проекта Pudgy Penguins под номером 6873. За неё отдали $465 245 и пока это рекорд проекта, который запустили в прошлом месяце. 

https://twitter.com/yegorNFT/status/1426159485295505411
  • Проект состоит из 8888 изображений пингвинов. У каждого есть особенности разной степени редкости.
  • Пингвин под номером 6873 зеленого цвета (как и 0,01% других пингвинов), его голова и туловище направлены вправо (вероятность заполучить схожего 0,01%). Еще у него нет шляпы, как у 3% сородичей. Совокупность этих факторов делают его самым редким пингвином в коллекции.
  • При запуске проекта никто из покупателей не знал, какой именно пингвин достанется ему после оплаты. После продажи всех 8888 произошло вылупление персонажей из яиц и стало понятно, кому попались птицы с редким набором черт, а кому нет. На сегодняшний день самый дешевый пингвин стоит 1.85 ETH ($5800).

2. Forced Tales #1/1

Автор — Pak & Trevor Jones

Сумма — 110 ETH 

Работу продали за $301 272. Авторами являются Пак и Тревор Джоунс. Канадские художники — пионеры NFT. С 2017 они используют технологию для продаж своих работ. Авторы считают себя традиционными художниками, но в тоже время увлечены стилем на стыке искусства и цифровизации. Они исследуют, как новые технологии могут быть использованы для более активного вовлечения зрителя.

https://twitter.com/yegorNFT/status/1426160071537463298
  • В Forced Tales #1/1 можно увидеть фрагменты масляных картин. Они сталкиваются друг с другом и момент столкновения запечатлен в работе. 
  • Очевидно, что при выполнении серии картин авторы использовали нейросеть. Скорее всего в нее загрузили исходные данные и запустили рендер. Промежуточный результат фиксировали и нарезали на кадры, а затем выпустили в виде NFT. 
  • На данный момент доступна 1 тыс. вариантов работ, некоторые из них представлены в формате видео. Минимальная цена 1.4 ETH ($4300).

3. Lonely Neighborhood SpiderPepe

Автор — Alpha Centauri Kid

Сумма — 42 ETH 

Одна из самых дорогих работ на Foundation была продана за $136 169. Анонимный художник указал местом своего проживания Normie land. Почти все его работы имеют аллюзии на проекты, персонажи и явления, важные для криптоарта, вроде криптопанков, Beeple или Илона Маска.

https://twitter.com/yegorNFT/status/1426161864841510919
  • На видео изображен лягушонок Пепе в костюме человека-паука, у него в руках телефон, в котором он пишет признания в любви возлюбленной супергероя Мэри Джейн. 
  • Напротив него экран телевизора, на котором движется ведущий, нарисованный в стиле одного из самых продаваемых художников индустрии Xcopy. На полу, залитом водой, покачивается бутылка бурбона с этикеткой в той же стилистике. На полке под телевизором лежит номер Times с обложкой от самого дорогого криптохудожника Beeple.
  • Новостью, которую сообщает ведущий, является рекордная продажа NFT из серии PEGZ. Недавно анимацию с монетой, на которой лягушонок Пепе превращается в символ Инь-Ян, продали за 269.42 ETH или $823 145.

Гость

Покрас Лампас — один из самых известных современных художников в России. Он основал свое направление «каллиграфутуризм» и сделал масштабные граффити во многих странах мира. У него были коллаборации с Fendi, Yves Saint Laurent, Nike, Levi’s и многими другими брендами. С недавнего времени художник активно продает свои работы в NFT.

Поможет ли NFT сделать современное искусство массовым? Сейчас каждый может его купить и примерить на себя роль эксперта. Куда все это ведет?

Я думаю, что нет задачи делать современное искусство массовым. Есть задача позволить массам воспользоваться этой технологией, потому что, как мы уже начинаем замечать, в NFT далеко не только современное искусство. Там, например, очень много коллекционных карточек; или сейчас самые модные современные штуки, связанные с играми, те же Axie, которые побили все рекорды продаж.

Мы сейчас говорим скорее об NFT как о технологии, а я спрашиваю именно про искусство, станет ли оно более массовым с приходом NFT? Я же думаю, ты согласишься, что Axie — это не искусство.

Это не имеет прямого отношения к искусству — правда, хотя кто знает, что произойдет дальше. Люди очень долгое время не считали искусством то, что происходит в геймдеве. Цифровые картины, как эскизы к той или иной игре, тоже воспринимались просто как контент, а не как работа современного художника, которая имеет художественную ценность и может иметь вход в культуру. Сейчас идет некая переоценка цифрового мира.

То есть, по-твоему, NFT размывает понятие искусства?

NFT является технологией, современное искусство является частью нашей культуры. Есть точка пересечения, когда наша культура пересекается с цифровым искусством и технологиями. На этом стыке появляется новое искусство и новые возможности этого арта. По сути, NFT — это упрощение и ускорение очень многих процессов, а искусство как было, так и осталось. Если говорить о популяризации, то это очевидно включает в сам процесс больше художников, коллекционеров и зрителей. Я бы сказал, что NFT популяризирует, но при этом не размывает, а скорее дополняет.

Ты говорил, что каждый новый стиль искусства это слом общества. Какой слом характеризует NFT?

Я задам тебе вопрос. Представь видеоарт, который показан в музее на экране и никак не зафиксирован в блокчейне. Этот видеоарт задает определенные вопросы, поднимает проблематику, есть некоторая технология, которая стоит за созданием ролика. Это может быть генеративный арт, который создали при помощи искусственного интеллекта. Для тебя будет важно, выложен ли ролик на блокчейн или нет?

Нет, тогда я с тобой соглашусь, что NFT — это просто процесс и технология продажи. Получается, цифровое искусство возвращается в естественную среду обитания?

У цифрового искусства раньше не было подходящей среды для доступа к глобальному пользователю и к возможности за этим удобно наблюдать и коллекционировать. В криптоарт пришла новая технология, и вместе с ней создали площадки для продажи искусства. За счет этого художники, которые раньше были известны только в узких кругах, стали знамениты на весь мир, как в случае с условными Fvckrender или Xcopy.

Когда наступит момент, после которого будет поздно заходить в индустрию как коллекционерам, так и художникам, если это рассматривать через призму быстрой прибыли? Когда, по твоему, она станет по настоящему массовой и понятной для большинства людей, а рынок более-менее устаканится?

Я думаю, что ближайшие пять лет этот рынок будет только расти, и рост прибыли будет еще больше. Если один проект достигнет некоторого потолка, то появится три других проекта, которые этого потолка не достигли, и они будут расти к лидерам, а потом, соответственно, лидер за счет общего уже контраста и большего количества людей продолжает расти. Это бесконечно.

Это, наверное, связано с ростом криптоэкономики?

Это 100% связано с ростом криптоэкономики и 100% связано с тем, что есть куча обновлений в этих технологиях, даже в том же самом Ethereum. Если раньше для людей одним из ограничений был высокий газ, то сейчас эта проблема постепенно решается. Чем сильнее оптимизируют стоимость газа, тем больше шансов, что люди смогут покупать, например, коллекционные карточки. Могу сказать на своем примере, что иногда я хотел поддержать проект и купить какие-то работы за $70, но газ выходил в $120. Какой смысл мне платить за сделку почти $200, если сама карточка стоит $70?

Да, за покупку многих классных проектов сейчас  приходится платить минимум 0.1 ETH (примерно $300).

Видишь, то есть это же тоже некое ограничение, которое скоро будет убрано. А если оно будет убрано, то экономика будет расширяться.

Это будет на обновлении Ethereum 2.0 в октябре?

Мы не можем сейчас на 100% прогнозировать, но говорят, что да. Может быть и в следующем году, главное, что это будет. Интересно понимать, что мы находимся в процессе, где все технологии меняются, а не стагнируют. 

Что в твоей коллекции NFT?

У меня небольшая коллекция, наверное, по меркам современных больших авторов. Я купил довольно много разных коллекционных карточек на Rarible, несколько довольно дорогих работ на Nifty от моего коллеги billelis, у меня есть ряд работ, купленных на Foundation.

Ты много занимаешься популяризацией других художников, и кого из локальных авторов ты бы хотел популяризировать? За кем бы ты посоветовал наблюдать? 

Это точно Эдуардов, он, на мой взгляд, имеет очень интересный визуальный язык и очень круто развивается внутри NFT-арта, и до него очень был узнаваемым хорошим русским, ну не русским, он с Украины, но я считаю, что это все как бы общая наша русскоговорящая тусовка и комьюнити. Еще можно отметить «fuck you digital».

Расскажи про свой новый проект.

Я выпускаю части своего манифеста каллиграфии будущего CALLIGRAFUTURISM. Изначально будет доступно 10 частей. Я долго искал подходящую форму манифестации и в итоге собрал подходящую формулу из голоса, текста и диджитала, основанную на сканах моих полотен. Каждый пункт манифеста будет увековечен в NFT — если 100 лет назад художники бросали вызов, печатая тексты в газетах или самиздатом, то сейчас есть возможность оставить след в вечности через цифровой код и невзаимозаменяемый токен.

Копировать ссылкуСкопировано