Что произошло
Исследование показало, что за 18 лет Китай выделил $846 млрд на проекты в других странах. В основном это займы под высокие проценты.
Детали
Китай инвестирует в инфраструктурные проекты по всему миру, в основном в рамках инициативы «Один пояс, один путь», но развивающиеся страны оказываются обременены долгами.
В цифрах
В 2020 году инвестиции Китая в проекты стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь» составили около $47 млрд.
Но при этом
Лидеры G7 решили запустить свою программу финансирования других стран на $40 трлн. Так они хотят противостоять влиянию Китая.
Что произошло
- Американская исследовательская компания AirData представила доклад, согласно которому за последние 18 лет Китай выделил $846 млрд на 13 427 инфраструктурных проектов в 165 странах. По утверждению аналитиков, в большинстве случаев это займы под высокие проценты от китайских государственных банков.
- Основная часть средств выделяется в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» (The Belt and Road Initiative, BRI), цель которой — создать торговую и инфраструктурную сеть, соединяющую Азию, Африку и Европу с помощью тех же маршрутов, по которым столетия назад через континент ходили караваны торговцев. Изначально за основу был взят Великий шелковый путь, но впоследствии к инициативе также присоединились государства Карибского бассейна и Южной Америки.
Детали
Западные аналитики не раз критиковали Китай за то, что при реализации проекта «Один пояс, один путь» развивающиеся страны оказываются обременены долгами по кредитам.
- Как пишет BBC, одним из примеров такого «агрессивного» кредитования стало выделение средств на строительство железной дороги между Китаем и одной из беднейших стран юго-восточной Азии — Лаосом. Прокладываемая при поддержке китайских госкомпаний линия стоимостью $5,9 млрд должна начать работу в декабре. При этом, как пишут британские журналисты, Лаосу пришлось взять кредит в размере $480 млн в китайском банке, чтобы принять участие в проекте. Для его погашения были использованы доходы одного из немногих крупных предприятий страны — калийных рудников. При этом заинтересован в железной дороге в первую очередь именно Китай: ветка свяжет юго-западные провинции КНР, не имеющие выхода к морю, с портами Лаоса.
- BBC также сообщает, что большая часть линии принадлежит совместной компании, в которой доминирует Китай, но при этом правительство Лаоса, по условиям сделки, несет ответственность за возможные долги в случае убыточности железной дороги.
- Ранее властям Лаоса уже приходилось экстренно расплачиваться с кредиторами из КНР. В сентябре 2020 года Китаю продали крупный актив: часть энергосистемы страны уступили всего за $600 млн. Только после этого кредиторы согласились списать долги.
- По утверждению BBC, многие китайские займы «на глобальное развитие» подразумевают необычные условия заключения сделки. Так, Венесуэла, также получившая деньги на инфраструктурные проекты от КНР, должна вносить иностранную валюту, заработанную на продаже нефти, на банковский счет, контролируемый китайским кредитором. В случае если правительство южноамериканской страны пропустит выплаты по кредиту, китайский банк имеет право забрать деньги с этого счета.
- В отчете американских исследователей сказано, что Китай предоставляет кредиты по необычной схеме: вместо финансирования проектов напрямую — от одного государства другому, почти все деньги, которые выдает КНР, — это государственные банковские кредиты. Такие займы не попадают в отчеты о госдолге тех же Лаоса или Венесуэлы. AidData зафиксировала скрытую задолженность бедных государств перед Китаем в размере $385 млрд.
- Авторы доклада также делают вывод, что Китай ввел более жесткие гарантии погашения долгов: в начале 2000-х годов лишь 31% займов был обеспечен страхованием или залогом, а сейчас эта цифра составляет почти 60%. По данным AidData, в настоящее время 42 страны имеют уровень госдолга перед Китаем, превышающий 10% их ВВП.
- При этом в рамках проекта «Один пояс, один путь» реализуется множество проектов, самые крупные из них — строительство скоростной железной дороги Джакарта – Бадунг в Индонезии, дороги Абуджа – Кадуна в Нигерии, проект «Коломбо Порт Сити» на острове Шри-Ланка, 30-километровый мост Тембуронг в Брунее и другие.
- По словам одного из авторов исследования Брэда Паркса, в среднем за год обязательства Китая по финансированию международного развития составляют около $85 млрд. Для сравнения: США тратят на те же цели около $37 млрд.
В цифрах
- В 2020 году китайские инвестиции в проекты стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь» составили около $47 млрд, что примерно на 54% меньше, чем в 2019 году, и примерно на $78 млрд меньше, чем в пиковом, 2015 году. Из-за пандемии инвестирование в проект замедлилось во всех секторах, кроме логистики. При этом наибольший объем инвестиций по итогам прошлого года получили Вьетнам, Индонезия, Пакистан и Чили.
- В первом полугодии 2021 года размер китайских инвестиций продолжил снижаться и составил $19,3 млрд (в первой половине 2020 года — $27,5 млрд). Также уменьшился средний размер контракта — с $1,3 млрд в 2018 году до $550 млн в 2021-м. Финансирование в этот период получали 42 страны BRI, больше всего средств вложено в объекты в Танзании, Египте и Сингапуре. Среди важнейших партнеров также и Россия.
Но при этом
Лидеры
- Суть инициативы заключается в том, чтобы под руководством «крупнейших демократий» помочь сократить потребности развивающихся стран в финансировании инфраструктуры в объеме более $40 трлн.
- Лидеры G7 заявили, что развивающимся странам они предложат «основанное на ценностях, высоком качестве и прозрачности» партнерство. Однако детали того, как конкретно будет финансироваться программа в каждой стране, все еще остаются неясными.
- Программа получила название Build Back Better World («Восстановим мир лучше, чем он был»). Она будет глобальной по своему масштабу — от Латинской Америки и Карибского региона до Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Заместитель помощника президента США по национальной безопасности Далип Сингх запланировал турне по странам Латинской Америки, чтобы сформировать инфраструктурный план в рамках проекта Build Back Better World. Он посетит Колумбию, Эквадор и Панаму, встретится с властями и представителями частных компаний.