В цифрах
Россиянки чаще других женщин становятся предпринимателями в надежде на более высокий заработок и реже — из-за желания что-то изменить в мире.
Мировая практика
Больше всего женщин, занимающихся бизнесом, в Центральной и Восточной Азии. В Казахстане бизнес открывает каждая пятая.
Контекст
Женщины чаще мужчин называли пандемию коронавируса причиной закрытия своего бизнеса.
Тенденция
В России в 2020 году улучшились условия и возможности для женщин, желающих преуспеть в бизнесе.
В цифрах
Участники Global Entrepreneurship Monitor (GEM), совместного исследовательского проекта Лондонской школы бизнеса и Babson College (США), выяснили, почему женщины по всему миру, в том числе в России, решают стать предпринимателями.
- Нехватка рабочих мест (76,3% против 74,9% в среднем по миру).
- Поиск хорошего заработка (68% против 57,3% в среднем по миру).
- Желание изменить что-то в мире (21,3% против 48% в среднем по миру).
- Продолжение семейной традиции (14,7% против 31,7% в среднем по миру).
Наиболее популярная сфера бизнеса — ритейл (40,5%). Наименее — ИТ, сельское хозяйство и добывающая промышленность (по 2,7%).
Россиянки чаще, чем в среднем по миру, считают бизнес хорошим вариантом карьеры и статусным занятием, а также намерены расширять штат своего предприятия и покорять мировой рынок. При этом они реже планируют предлагать клиентам инновационные продукты.
Мировая практика
В 2020 году во всем мире около 274 млн женщин запускали стартапы, 139 млн руководили стабильными предприятиями и 144 млн были
- Чаще всего женщины открывают бизнес в сфере оптовой и розничной торговли, здравоохранения, образования, обрабатывающей промышленности и транспорта.
- 54,7% уверены, что смогут открыть собственный бизнес. Самые решительные — в Того, меньше всего верят в успех начинания в Норвегии.
- 54,8% опасаются банкротства. Сильнее всего — в Испании и Греции. Почти не боятся краха бизнес-леди в Казахстане.
- Престижным делом предпринимательство больше всего считают жительницы Ирана — 95,2%.
- Самые высокие показатели женской предпринимательской активности в Центральной и Восточной Азии (6,9%). В Казахстане каждая пятая женщина открывает свое дело.
- По статистике, чем больше в компании штат, тем меньше вероятность, что предприятием руководит женщина.
Контекст
Пандемия коронавируса по-разному повлияла на предпринимателей среди женщин и мужчин.
- 41,9% женщин связывали закрытие своего дела с распространением коронавируса (против 35,5% у мужчин). Чаще всего пандемию в крахе бизнеса винили в Европе и Северной Америке. Противоположная ситуация в Центральной и Восточной Азии (34% против 37,7% у мужчин).
- Около 40% и среди женщин, и среди мужчин заявили, что пандемия стала источником новых возможностей (40,6% и 42,2% соответственно). Это не касается стран с низким уровнем доходов.
- Женщины чаще признаются, что испытывали трудности при открытии бизнеса во время пандемии (65,5% против 60,8%), особенно в Европе и Северной Америке.
Тенденция
- По данным GEM, каждый третий владелец растущего бизнеса в мире — женщина.
- Помимо традиционных для женщин бизнес-областей, включая торговлю и сферу услуг, они стали активнее осваивать обрабатывающую промышленность и транспорт.
- В аналитическом подразделении компании Media Direction Group, предоставляющей услуги в области медиа, считают, что доля женщин-предпринимателей в России, вероятнее всего, будет расти. В качестве предпосылок к этому эксперты назвали нестабильную экономическую ситуацию в связи с COVID-19 и растущее количество женских форумов про ведение бизнеса.
- В рейтинге Mastercard Index of Women Entrepreneurs, который оценивает страны по условиям и возможностям для женщин преуспеть в бизнесе, Россия заняла 22-е место из 58. В 2020 году индекс составил 64,6 пункта по сравнению с 60,5 в 2019 году.