Егор Лапшов изучает цифровую культуру и коммуникации в университете Милана и каждую неделю рассказывает о главных событиях в мире
В этот спецвыпуск «Искусства крипты» мы включаем интервью с Brickspacer — одним из самых медийных представителей российского NFT-сообщества и основателем крупнейшего тематического телеграм-канала NFT Bastards. Он поделился своим мнением о секретах успеха художников, разнице между новой и старой школой, а также своим видением будущего NFT.
В предыдущем спецвыпуске гостями были российские художники — AES+F.
Топ продаж
NFT-искусство продается на десятках маркетплейсов. Они делятся на открытые и закрытые. На первых работу может выложить любой желающий (это называется термином «заминтить»), на вторых есть арт-кураторы, которые одобряют профили авторов и оценивают художественную ценность работ.
В топе учитываются дорогие лоты, которые за последнюю неделю были проданы на каждой из крупнейших по капитализации платформ, где можно купить NFT-искусство. В списке встречаются как новые работы, так и перепродажи.
За неделю курс эфириума по отношению к доллару менялся в диапазоне от $1718 до $2603.
Над топом
Самой дорогой продажей на этой неделе вновь стал один из криптопанков. В этот раз №5217. О концепции проекта можно прочитать в одном из предыдущих дайджестов. NFT перепродали на крупнейшей открытой площадке Opensea за 2250 ETH, или $5,45 млн. Эта продажа стала четвертой по сумме в истории проекта — больше платили только за №3100 и №7804 (по 4200 ETH), а также №7523 ($11,8 млн на июньском аукционе Sotheby’s). За все время проект принес создателям более 230 тыс. ETH, что по сегодняшнему курсу равняется $568 млн.
В число наиболее продаваемых лотов недели, помимо криптопанков, вошли и другие проекты, подробнее о которых можно прочитать в предыдущих выпусках «Искусства крипты».
Далее следует топ продаж работ, о которых «Московские новости» ранее не рассказывали.
1. Nude Portrait #7 Frame #170
Автор — Robbie Barrat
Сумма — 72.5 WETH
Самой дорогой работой среди новых для читателей дайджеста авторов в топе стала перепродажа картины Nude Portrait #7 Frame #170. Американский художник Робби Баррэт создал ее в соавторстве с нейросетью GAN. Курс ETH на момент перепродажи составлял $2274, то есть покупатель отдал за нее $164 937 на закрытой площадке SuperRare.
- На картине можно различить масляные краски и очертания полотна «Поцелуй» Густава Климта.
- Робби делал коллаборации с такими модными брендами, как Acne studios и Balenciaga. К работе над всеми проектами он привлекает искусственный интеллект.
- Автор нейросети обучил искусственный интеллект создавать работы на основе тысяч классических обнаженных картин, написанных маслом. 6 апреля в своем твиттере он заявил, что больше не будет работать с NFT до тех пор, пока не решатся экологические проблемы, связанные с использованием криптовалют. Робби Баррэт успел создать 47 картин.
2. EulerBeats Genesis LP 19
Автор — EulerBeats Genesis
Сумма — 57.77 ETH
EulerBeats — коллекция аудиовизуального цифрового искусства и битов, созданная с применением математических открытий швейцарского ученого Леонарда Эйлера. В пересчете на доллары покупатель отдал за нее $141 670.
- Работа представляет из себя ролик длинной 2 минуты 25 секунд. На видео крутится виниловый диск, внутри которого синие, фиолетовые, голубые и зеленые геометрические фигуры переходят друг в друга. Умиротворяющая мелодия состоит из компиляции электронных музыкальных инструментов.
- Ценность и редкость каждой работы зависит от набора особенностей, вроде цвета и скорости вращения. Они встроены в алгоритм создания искусства.
- По сути, все части проекта — это визуализация физических теорем.
3. Uniqueness is in the mind of the beholder
Автор — Dmitri Cherniak
Сумма — 35 ETH
Анимация возглавила топ продаж на площадке MakersPlace. С учетом курса эфириума за нее заплатили $83 200.
- Уникальность в сознании смотрящего — в названии художник переосмыслил известную со времен Древней Греции фразу.
- Проекции геометрической формы в центре отображаются на сферы, вращающиеся вокруг центральной фигуры. Перспектива искажена из-за точки обзора и положения. В конечном счете уникальность на самом деле находится в сознании смотрящего.
- Автор — инженер по образованию. По его словам, автоматизация — гораздо более творческий процесс, чем думает публика.
Гость
Медиа-художник и режиссер — Brickspacer, успешно продающий свои проекты в NFT.
Forbes внес его в топ-10 самых перспективных деятелей российского искусства до 30 лет. Он создавал работы на социальную и политическую тему и отметился коллаборациями с коммерческими брендами.
С помощью NFT Brickspacer часто собирает деньги на помощь нуждающимся: он передавал средства резчику по дереву из рабочего поселка, у которого больна жена, а также политическим заключенным, которых преследует Александр Лукашенко.
Как ты опишешь крипто-арт?
Если смотреть по всему рынку, то лучше всего продаются либо какие-то сверхабстрактные штуки, либо то, что и в обычной жизни очень популярно (например, обложки The Times или мемы классические). По сути, в крипто-арте изначально было очень много странных ребят, которые совсем абстрактные вещи создавали, потом пришли люди из CG-индустрии и вслед за ними все остальные.
Все трансформируется — и стиль вырабатывается?
А нет никакого стиля. Это то же самое, что говорить о том, какой стиль у искусства.
Какие тогда формулы успеха? Сложно понять, чего во всем этом больше — PR или искусства.
Во всех аспектах жизни решает либо то, что ты гениален, либо то, что у тебя язык подвешен — здесь абсолютно то же самое. Большая часть ребят, которые преуспели, — это либо те люди, у которых есть связь с коллекционерами, либо какие-то уже зарекомендованные художники вроде Покраса Лампаса. Но также для многих из тех, кто имел вес до этого в офлайн искусстве, NFT ничего не сыграл. Было много художников, которые заходили в NFT без толку абсолютно. Здесь очень часто решает рандом. Люди в NFT думают, что их 100% купят, но на самом деле процент того, что их купят, 50 на 50. Никогда не знаешь, что понравится коллекционеру, а что нет. Некоторые люди понимают, как все это устроено, и в принципе, если ты делаешь что-то ограниченное и хайповое, то велик шанс того, что твой проект будут раскупать.
Это уже скорее PR, чем искусство.
PR-история идет отдельно от крипто-арта. Там свои законы и вероятности преуспеть, действуя по какой-то стратегии, как и в любом бизнесе
Получается, шанс, что человек сделает крутую работу, выложит ее и будет замечен, при этом не занимаясь продвижением, минимален?
Если он не будет заниматься PR, то минимален. Если будет продвигать в адекватных рамках, то процент всегда 50 на 50. Потому что покупают работы как абсолютно случайные, так и топовые. Это всегда зависит от коллекционера, у которого бывает разное настроение.
Как найти среди этих тысяч картинок что-то стоящее?
На всех сайтах есть удобная система поиска. С ее помощью достаточно легко найти работы, которые будут фиолетовыми, например, или работы, на которых будут облака. Каждый может найти все, что будет считать стоящим. К примеру, мы в NFT Bastards стараемся в подборках постить какие-то работы, которые отличаются меньшим абстракционизмом и которые красивее для простого обывателя. Они более понятные, там нет каких-то сложных для понимания элементов. То есть мы не постим просто мазню красками, мы выбираем какие-то более композиционные и технически продуманные работы. Я пришел в NFT из
Чем отличается твое комьюнити от классических тусовок художников? Какие там люди? В чем разница между старым и новым поколением?
Современное институциональное искусство мертво: там ничего интересного не происходит. Большая часть того, что там происходит, — это искусство для критиков. Старые люди росли в атмосфере, где из искусства создавалось что-то непонятное и абстрактное. Из-за отсутствия технологий и возможностей они делали и делают что-то странное и непонятное, думая, что это и есть настоящее искусство. Нынешние художники — как правило, обычные люди, которые смотрят на мир проще и видят прекрасное в более массовых вещах.
С киноиндустрией этот вопрос более-менее решен. Если ты хочешь какую-то абстракцию выразить, то у тебя есть гигантская команда профессионалов, которая помогает сделать тот же самый фильм Кубрика или Нолана. В современном искусстве требуется именно это — необходимы профессионалы, а не просто молодые студенты, которые думают, что искусство — это какая-то абстрактная мазня. Искусство бывает абсолютно разным. Просто вместо того, чтобы сразу идти в галерею, нужно немного изучить разные техники. Когда люди начнут это понимать, современное искусство преобразуется и будет тем, на что обычный народ не будет смотреть, как на какую-то непонятную абстракцию, а будет восхищаться.
По-твоему, оно должно стать более профессиональным, но в то же время более понятным?
Если прямо все сводить до двух слов, то да.
Ты считаешь, что NFT-искусство для народа?
Оно для всех. NFT-искусство — это революция старого рынка искусства, который был очень ограничен и неудобен. NFT — как для изысканных коллекционеров, которые ищут какие-то редкие штуки, так и для более массовой аудитории. Это прежде всего фундаментальное изменение этого рынка.
В чем ты видишь будущее крипто-арта? У меня такое ощущение, что мы живем в эру советских телефонов, у которых крутились циферблаты, и что в будущем изобретут iPhone.
Мне кажется, у каждой американской семьи будет дома висеть рама с NFT-картиной. Это станет нормой. Через пару лет появятся решения, которые будут продаваться на массовом рынке.
Почему у американской?
Потому что это стандарт, опять же, который всем понятен. Все смотрят американские фильмы и сериалы. И если в американских фильмах у обычной американской семьи начнут появляться NFT-рамки, то это станет тем, что постепенно будет перетекать к нам и во все остальные страны.
Искусство становится массовым, модным и популярным?
Искусство всегда было впереди всей моды. Поэтому не знаю, как насчет моды, а в плане популярности — да. Сейчас потихонечку будет приходить осознание, что искусство — это не то, что в галереях, а то, что ты можешь видеть вокруг себя. Если с киноиндустрией и музыкой все более-менее понятно, то с изобразительным искусством только мало-помалу приходит. Бренды начинают массово приходить в искусство.
То есть, условно говоря, можно ожидать коллаборацию какого-нибудь McDonald’s с AES+F?
Мне кажется, что они вообще из разных миров, и это не интересно ни тем, ни другим. Если бы даже McDonald’s стало интересно, то AES+F нет. Плюс, по моему мнению, AES+F — это, опять же, старички, которые в своем котле варятся. Они представители старого рынка, и мне такое искусство не очень нравится.
Сколько людей, по-твоему, в российской NFT-тусовке разбираются в искусстве, а не просто пришли на хайп?
Очень мало таких людей, потому что для того, чтобы разбираться в искусстве, ты должен быть либо студентом какого-нибудь института, занимающегося обучением в области искусства...
Либо хотя бы пару книг прочитать...
Либо пару книг прочитать, но у большинства людей нет времени ни на первое, ни на второе. Люди в марте-апреле заходили в NFT Bastards, смотрели, что там продается, видели какие-то простые квадратики и возмущались, почему за это отдают деньги, говоря, что это не искусство.
Например, работы самого известного NFT-художника представляют собой 3D-кубики, которые с виду очень простые, но продаются за миллионы долларов. Но со временем у нас более знающие люди стали их успокаивать, и сейчас такого намного меньше.
Для того чтобы в классическом понимании разбираться в искусстве, нужно читать определенную литературу и быть готовым к шквалу критики.
Мне кажется, с приходом массовости искусства и с возникновением более народных художников люди начнут разбираться в искусстве так же, как сейчас разбираются в кино. Есть, например, огромное количество людей, которые разбираются в том же самом Кубрике и знают, чем отличается Нолан от «Трансформеров». В отличие от людей, которые разбираются в том, почему «Черный квадрат» Малевича хоть чего-то стоит.
Нужно ли ожидать бума интереса?
Современное искусство не интересно людям, потому что оно скучное и непонятное. Когда оно станет интересным, как кино или музыка, тогда и придет интерес.
NFT будет в этом локомотивом?
В свое время с кино так и произошло. Поначалу его немногие смотрели, а когда оно стало аттракционом, его стали смотреть массы. После этого оно стало и аттракционом, и искусством, совмещая развлекательную сторону и глубокие смыслы.
Ты делал провокационные работы с Рогозиным на Марсе, который на гитаре играл; с Навальным, который пытался дотянуться до Путина. Ты не боишься?
Так уже были какие-то инциденты с закрытием выставок. Конечно, когда NFT станет более массовым, сюда придут люди, которые будут пытаться что-то запретить. Мы стали свидетелями, что те же самые Face, IC3PEAK или Хаски продолжают выпускать протестные песни. Думаю, совсем гайки нам не закрутят, все равно сможем жить дальше и творить.