ВСМ Москва – Санкт-Петербург: детали проекта, сроки, финансирование
В России начали возводить первую в стране высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ-1). О подписании соответствующего соглашения сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
Магистраль соединит Москву и Санкт-Петербург. Планируется, что путь между двумя столицами будет занимать 2 часа 15 минут — это вдвое быстрее чем на нынешнем «Сапсане».
Протяженность трассы — 679 км. Открытие ВСМ намечено на 2028 год.
Строительство ВСМ будет финансироваться из федерального и региональных бюджетов. В частности, Москва выделит не менее 150 млрд рублей, Санкт-Петербург — не менее 30 млрд, Московская область — не менее 20 млрд, Ленинградская область — не менее 10 млрд. Общая стоимость проекта, по данным Минфина РФ, составит 1,8 трлн рублей.
Ожидается, что с запуском ВСМ-1 пассажиропоток между мегаполисами вырастет в 3,2 раза и в 2030 году достигнет 32 млн человек в год.
Где будет проходить ВСМ
Маршрут первой высокоскоростной магистрали пройдет по территории шести регионов — Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.
Поезд будет делать 16 остановок, среди которых Высоково, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Валдай, Горки, Великий Новгород, Тигода, Жаровская, Обухово-2, Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал), а также четыре станции на территории Московского региона.
В столице магистраль пройдет рядом со станциями «Рижская» Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий метро, она будет иметь пересадки на все пять линий МЦД.
В Санкт-Петербурге поезда ВСМ будут останавливаться на новом вокзале на четной стороне Лиговского проспекта.
По прогнозам, из Зеленограда в центр Москвы можно будет добраться за 14 минут, а из Твери — за 39 минут.
Как часто будут ходить поезда по ВСМ
Составы в часы пик будут ходить каждые 10–15 минут, в другое время — с интервалом около 40 минут.
Скорость движения поездов — 360–400 км/ч.
Как возникла идея строительства ВСМ
Вопрос о строительстве магистралей исключительно для скоростных поездов начал рассматриваться в СССР в конце 1960-х годов, когда советские специалисты изучали зарубежный опыт Франции и Японии. В качестве наиболее подходящего направления для постройки подобной магистрали рассматривалась трасса Москва – Ленинград (Санкт-Петербург). Но полноценного высокоскоростного движения тогда наладить не удалось.
В 2006 году РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России. Она предусматривала строительство уже целой сети ВСМ.
В июне 2008 года правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство трех высокоскоростных магистралей: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Берлин и Москва – Нижний Новгород. В 2011-м к ним добавился проект ВСМ Москва – Казань. Все новые трассы решено было проектировать под скорость до 400 км/ч.
В 2019 году президент РФ Владимир Путин призвал рассмотреть вариант ВСМ Москва – Петербург как более надежный с точки зрения экономики.
Что такое ВСМ и где еще появятся подобные проекты
- ВСМ — это железнодорожная линия, предназначенная для движения поездов с высокими скоростями, обычно превышающими 200 км/ч. Подобные магистрали есть, например, в Японии, Франции, Испании и Китае.
- ВСМ требуют специальной инфраструктуры — особо прочных и ровных путей, современных систем сигнализации и управления движением, а также платформ, рассчитанных на высокие скорости.
- Высокоскоростные поезда — более «чистый» вид транспорта по сравнению с автомобильным и воздушным, так как они производят меньше выбросов CO₂ на пассажира.
- Согласно стратегическим планам РЖД, с 2030 по 2035 годы планируется построить около 7 тыс. км высокоскоростных путей. По словам президента России Владимира Путина, после реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург будут рассмотрены и проекты высокоскоростного движения до Казани, Минска, Адлера, а также на Урал.
Фото обложки: РЖД