Что происходит
- Сильнейшая засуха в Панаме ударила по мировой судоходной отрасли, пишет Reuters. Так, ограничения на транзит судов через канал уже привели к росту цен на перевозки между Китаем и США — в среднем на 36%.
- Районы Панамы, расположенные рядом с каналом, переживают один из самых засушливых сезонов за последние 140 лет: показатели количества осадков остаются на 30–50% ниже нормы. При этом уровень воды в Панамском канале зависит от осадков.
- Каждому судну для прохода через канал требуется
50 млн галлонов воды . Из-за засухи и обмеления канала его администрация (Autoridad del Canal de Panama, ACP) сократила пропускную способность с 36 до 32 судов в день. - Эксперты опасаются, что подобные ограничения могут стать новой нормой. Дефицит осадков в Панаме, где обычно сезон дождей длится с середины апреля до декабря, иллюстрирует климатические риски, с которыми сталкивается индустрия морских перевозок, обеспечивающая 80% мировой торговли.
Почему это важно
- Через Панамский канал пролегают порядка 140 морских маршрутов, которые соединяют 160 стран мира. На товары, перевозимые через канал, приходится более 3% глобального объема торговли. В 2021 году доходы Панамы от платы судоходных компаний за проход через канал достигли $3 млрд.
- В 2022 году через канал прошли порядка 14 тыс. судов. Большинство из них — контейнеровозы. Нынешние ограничения затронули около 170 стран и сказались на доставке контейнеровозами практически всех видов товаров — от меди и свежей вишни из Чили до сжиженного природного газа (СПГ) из США.
- Также страдают сухогрузы и танкеры, перевозящие нефть, топливо, газ и химикаты.
Детали
- Ограничения на транзит судов, введенные ACP, привели к увеличению сроков доставки грузов. Это происходит в самый «активный» сезон для Панамского канала — перевозчики как раз в этот период, наоборот, увеличивают товарооборот в преддверии «Черной пятницы» и Рождества в США.
- Так, 1 августа через шлюзы Панамского канала планировался транзит мегаконтейнеровоза Ever Max с самой крупной партией груза за всю историю канала. Ever Max должен был перевезти лампы, диваны, костюмы для Хэллоуина, искусственные рождественские елки и так далее — в общей сложности 7373 контейнера. Однако рекорд установить не удалось: администрация Панамского канала также снизила максимальный вес груза для судов, поэтому Ever Max пришлось сгрузить на берег 700 контейнеров.
- По оценкам судоходного агентства Norton Lilly, в период с 10 июля по 10 августа среднее время простоя крупных танкеров, перевозящих СПГ через канал, увеличилось с 8 до 18 дней.
- К 18 августа по обе стороны Панамского канала образовалась пробка, в которой застряли более 200 кораблей.
- Судовладельцы и перевозчики вынуждены уменьшать объемы грузов и переходить на альтернативные маршруты, пишет Reuters. В частности, некоторые энергетические компании уже перенаправляют суда, груженные углем и СПГ, в Суэцкий канал. Это дополнительная неделя в пути, отмечают эксперты.
Что говорят
- Руководитель администрации Панамского канала Рикаурте Васкес Моралес предупредил, что ограничения могут сохраниться до конца года, что приведет к потере $200 млн доходов.
Объем осадков постоянно снижается в течение последних 20 лет. Мы сталкиваемся с климатическим кризисом и нам необходимо найти новые источники воды.
Рикаурте Васкес Моралес
руководитель администрации Панамского канала
- Представитель администрации канала Илья Эспино де Маротта сообщила, что меры для обеспечения стабильного водоснабжения уже принимаются. По ее словам, активно обсуждается строительство нового водохранилища в регионе Рио Индио, которое обеспечит стабильное водоснабжение Панамского канала вплоть до 2075 года.
Происходящее подсказывает нам, что необходимо немедленно принять меры, чтобы избежать подобных ситуаций. Сегодня мы вынуждены «принять горькую пилюлю», но в ближайшее время администрация канала примет меры.
Илья Эспино де Маротта
представитель администрации Панамского канала
- Но судоходные компании готовятся к дальнейшим ограничениям, отмечая, что в 2020 году менее сильная засуха побудила ACP сократить пропускную способность канала до 27 судов в день.
- Дальнейшие задержки могут сказаться на срочных поставках продовольствия с западного побережья Южной Америки в Европу, говорят эксперты. По данным MDS Transmodal, в 2022 году 77% контейнерных перевозок между этими регионами приходилось на доставку продовольствия и напитков.
Фото обложки: Arnulfo Franco / AP / TASS