КиберпанкДеталиТехнологии

Власти Сан-Франциско бойкотируют роботакси: что не так с беспилотным транспортом в США и как он развивается в России

В начале августа американским компаниям-разработчикам AI-транспорта разрешили использовать беспилотные такси по всей территории штата Калифорния. После этого машины стали массово скапливаться в пробках и мешать проезду экстренных служб.

Что произошло 

Власти Сан-Франциско намерены запретить беспилотные автомобили, заполнившие город. По их словам, роботакси часто попадают в нелепые аварии и сильно мешают экстренным службам.

  • В начале августа в Калифорнии компаниям-разработчикам AI-транспорта разрешили использовать роботакси по всей территории штата.
  • Уже на следующий день после вступления закона в силу около десятка беспилотных такси образовали гигантскую пробку в Сан-Франциско. Машины скучковались у входа на стадион, где только закончился музыкальный фестиваль. В компании-разработчике заявили, что это случилось из-за сбоя мобильной сети. Посетители концерта, застрявшие в пробке на выезде из стадиона, часами не могли добраться домой. Теперь многие жители опасаются за свои жизни — машины скорой помощи из-за таких «безлюдных пробок» в случае экстренной ситуации просто не смогут до них добраться, пожаловались они в СМИ.
  • Кроме того, против решения штата выступают представители городской системы общественного транспорта и экстренных служб. Полностью остановить работу беспилотных такси потребовал и прокурор города Дэвид Чиу. По его данным, с апреля 2022 года автомобили без водителя около 60 раз мешали работе пожарных подразделений.
  • Ранее жители, недовольные массовым внедрением роботакси в городскую среду, стали объединяться в группу Safe Street Rebel. Они придумали, как обездвиживать беспилотники. Для этого, как пишет издание The Drive, достаточно поставить им на капот дорожный конус: нештатная «надстройка» не позволяет работать навигации, и транспорт стоит до устранения «помехи».

Расклад сил

Выпуском беспилотных такси занимаются многие крупные технологические компании по всему миру. Они инвестируют миллиарды долларов в их развитие, но пока никому не удалось заработать на таком бизнесе.

  • В США роботакси выпускают стартап Waymo (от дочерней компании Alphabet) и компания Cruise (от General Motors). Помимо Калифорнии, эти компании имеют право предоставлять платные услуги клиентам в Аризоне, Техасе, Джорджии, Флориде и Северной Каролине. Еще одна компания — Zoox (от Amazon) также развивается на американском рынке, но пока только проводит испытания на дорогах Калифорнии. Компания Uber и производитель беспилотных технологий Motional развивают свою службу роботакси в Лас-Вегасе. С начала 2023 года услугу можно заказать в ночные часы.
  • Японский стартап Robotaxi от Hyundai тоже пока проводит только тестовые запуски, но не на родине, а в США — в городе Лас-Вегас. Еще один стартап — ServCity от Nissan — экспериментирует с беспилотными авто на дорогах Лондона и тоже не торопится массово предлагать услуги такси.
  • В Китае лидирующую позицию среди роботакси занимает Auto X (финансируется Alibaba) — компания стала первой предлагать в стране поездки на автономных ТС, и сейчас проехаться на беспилотном такси Auto X можно в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне и Гуанчжоу. Еще один крупный перевозчик — Apollo Go от Baidu. Компания запустила коммерческую услугу заказа беспилотного такси в Пекине, Ухане и Чунцине.
  • Израильский стартап Mobileye (от Intel) тестирует парк самоуправляемых автомобилей без пассажиров в Мюнхене и запускает пилотные программы в Детройте и Токио. Коммерческие поездки намечены на конец 2023 года.

В России

В России на данный момент существуют две компании, которые занимаются подобными разработками, — «Яндекс» и «Сбер».

  • В 2021 году «Яндекс» запустил первые такие машины в Москве, а позже и на территории образовательного центра «Сириус» в Краснодарском крае.
  • С июня 2023-го протестировать роботакси в столичном районе Ясенево может любой желающий, достигший совершеннолетия: вызвать машину можно через приложение «Яндекс Go», цена поездки фиксированная — 100 рублей. Массовый запуск такси для всех клиентов «Яндекс» пока не планирует — впереди еще много испытаний. 
  • В августе компания начала тестировать технологию вождения без водителя за рулем: инженер-испытатель сидит на пассажирском сиденье и в случае экстренной ситуации может нажать на специальную кнопку E-stop.
  • Компания Sber Automotive Technologies (сокращенно SberAutoTech) впервые показала свое детище в 2020 году. С тех пор беспилотные машины курсировали аналогично разработкам «Яндекса» по некоторым улицам Москвы.
  • В апреле 2022-го заработал сервис беспилотных перевозок, пока он доступен только для сотрудников подразделения. Машины курсируют по югу Москвы — в районе проспекта Андропова, а также возле станций метро «Технопарк» и МЦК ЗИЛ. 
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Как это работает 

  • Беспилотное такси оснащено специальными сенсорами, которые работают как глаза и уши водителя. Машина сканирует все, что происходит вокруг на 360°, в радиусе десятков и даже сотен метров. Затем информация обрабатывается и в режиме реального времени появляется на экране в виде высокоточной 3D-карты. Она помогает автомобилю понять, где он находится, и какие преграды есть на его пути. 
  • По словам разработчиков, машина принимает решения полностью автономно. Для этого у нее есть вычислитель, радары, лидары и камеры, которые считывают дорожные знаки, светофоры и обнаруживают находящихся рядом пешеходов.
  • Все датчики имеют систему самоочистки и могут работать даже под дождем и в неблагоприятных погодных условиях. Роботакси могут передвигаться только с ограниченной скоростью и, как правило, на определенных территориях, согласованных с местными властями. 

Российские эксперты ожидают, что автономное такси потенциально может снизить количество аварий, вызванных человеческими ошибками, например рассеянностью или усталостью водителя. Также предполагается, что массовое внедрение беспилотных авто позволит уменьшить их износ: такой автомобиль может работать более эффективно, сокращая время работы на холостом ходу, экономя топливо и снижая выбросы вредных веществ. 

Еще несколько лет назад производители автомобилей предсказывали, что с 2020-х годов технология автономного вождения получит широкое распространение. Теперь разработчики признают, что задача оказалась гораздо более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось, а роботакси еще предстоит доказать свою безопасность. 

Копировать ссылкуСкопировано