«Автотор» увеличит объем инвестиций в организацию производства электромобилей
24 сентября 2021 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров посетил калининградское производство компании «Автотор», где ему представили проект по производству электромобилей. Компания планирует наладить выпуск электромобилей и их комплектующих. Для этого будет расширен специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, заключенный в 2019 году и предполагающий вложения в развитие отечественного автопрома.
Факты
- ООО «Автотор Холдинг» — компания, занимающаяся производством автомобилей иностранных марок. Завод расположен в Калининграде и является резидентом особой экономической зоны. Он выпускает автомобили BMW, KIA, Hyundai и Genesis, а также
коммерческие автомобили Hyundai (серии HD), Ford и Daewoo. Общая мощность завода составляет 280 тыс. машин в год. - Выпускать и продавать электрические автомобили планируется под одним из брендов, под которым сейчас выпускает свою продукцию «Автотор»: KIA, Hyundai или BMW. По словам председателя совета директоров «Автотора» Валерия Горбунова, отказ от использования собственного имени связан с тем, что потребители более охотно приобретают продукцию всемирно известных брендов.
- В рамках проекта «Автотор» наладит выпуск двух моделей автомобилей с электрическими двигателями.
Запас хода автомобиля достигает 180 км. Мощность нового производства составит 5 тыс. машин в год, а стоить отечественный электрокар будет около 1,5 млн рублей. - Подписание специального инвестиционного контракта между «Автотором» и Минпромторгом состоялось в июле 2019 года. Он предполагает инвестирование «Автотора» в увеличение уровня локализации производства автомобилей, а государство обязуется предоставить меры поддержки — налоговые льготы, субсидии, компенсацию
утилизационного сбора . - В рамках проекта по выпуску электрокаров «Автотор Холдинг» увеличит вложения по инвестиционному контракту с Минпромторгом на 20 млрд рублей. К 2023 году инвестор планирует выпустить первые 200 легковых электрокаров. В августе 2024 года автомобили поступят в продажу.
- На данный момент ни один российский производитель не занимается сборкой и производством электромобилей. На фоне появления спроса на эту продукцию в августе 2021 года правительство РФ утвердило концепцию по развитию и использованию электрического автотранспорта в России на период до 2030 года. Документ предполагает реализацию ряда мероприятий, которые будут способствовать развитию производственной базы электромобилей и стимуляции спроса на продукцию. В рамках концепции к 2030 году предполагается производить 10% электрокаров, используемых россиянами, на территории РФ, и ввести в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций.
Перспективы
- В России наблюдается рост спроса на электромобили. Так, несмотря на пандемию, в 2020 году россияне приобрели 5274 подержанных и 687 новых электрических автомобилей, что на 60% и 95% соответственно больше в сравнении с результатами продаж 2019 года.
- К 2024 году «Автотор» планирует завершить разработки электрокаров, запас хода которых составит уже 400 км. В таком случае успешный запуск проекта по выпуску автомобилей с запасом хода 180 км будет способствовать дальнейшему развитию отечественного электроавтопрома.
- Концепция по развитию производства и использованию электротранспорта, разработанная Минпромторгом, предполагает также налаживание производства в России основных компонентов электрокара: ячеек для батареи, катодных и анодных материалов, электродвигателей и управляющей электроники. При условии использования отечественных деталей стоимость электромобиля «Автотора» будет существенно ниже в сравнении с машинами, произведенными за рубежом.
- Кроме того, в августе 2021 года Минпромторг подготовил проект постановления, предполагающего компенсацию стоимости электрокара, приобретаемого в лизинг. Государство будет компенсировать 25% стоимости авто, но не более 625 тыс. рублей. Основным условием получения льготы является приобретение автомобиля, произведенного в рамках СПИК (а ими как раз и будут являться автомобили «Автотора»). Получение компенсации при покупке электрокара будет способствовать росту спроса на отечественную продукцию.
- Успешный запуск проекта по выпуску электрокаров будет способствовать дальнейшим разработкам в области производства автотранспорта, наносящего меньший ущерб экологии, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Тем более что «Автотор» также занимается разработкой машин, работающих на водородном топливе.
Риски
- На фоне коронавирусного кризиса и сокращения поставок импортных запчастей существенно сократился выпуск автомобилей на мощностях «Автотора». Из-за остановки производства в 2020 году «Автотор» выпустил на 56 321 единицу авто меньше (всего 156 832 единицы), чем в 2019 году. На фоне отсутствия на территории РФ мощностей по выпуску ряда запчастей, необходимых для производства электрокаров, задержки поставок импортных компонентов могут отрицательно сказаться и на реализации нового проекта компании.
- Кроме того, в марте 2021 года Валерий Горбунов сообщил о намерении BMW снять с производства на «Автоторе» пять моделей автомобилей. Причиной такого решения стала экономическая нецелесообразность выпуска машин. Это может препятствовать сотрудничеству «Автотора» с этим брендом при производстве электрокаров.
- Принятие концепции по развитию отечественного производства электрокаров способствует запуску подобных проектов и другими российскими производителями, что усиливает конкуренцию между ними. Так, к примеру, КАМАЗ в декабре 2020 года уже презентовал свой первый электрический кроссовер «Кама-1». К 2022 году производитель планирует завершить цикл испытаний, а запуск производства начнется в 2024 году. Еще один проект по выпуску электромобилей разрабатывает тольяттинская компания «Зетта». Выпуск электрокаров Zetta планируется наладить до конца 2021 года. Еще один проект по выпуску электромобилей разрабатывает липецкий «Моторинвест» (бывший производитель китайских кроссоверов Changan CS35).
«Ростсельмаш» впервые в истории займется производством дорожно-строительной техники
В сентябре в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония начала строительства нового завода группы «Ростсельмаш», который помимо традиционной для компании техники для сельского хозяйства займется производством востребованной в России дорожно-строительной техники, большая часть которой в настоящий момент импортируется.
Факты
- Группа «Ростсельмаш» (ООО «КЗ «Ростсельмаш») — крупнейший производитель сельскохозяйственной техники в России (контролирует более 70% рынка зерноуборочной техники в России и порядка 17% мирового рынка). Включает в себя 13 предприятий, расположенных в пяти странах (в России расположены два завода в Ростовской области, включая головное предприятие в Ростове-на-Дону). Общее число сотрудников — более 13 тыс. человек. В 2020 году «Ростсельмаш» реализовал 14,8 тыс. единиц техники (рост на 36,8% по сравнению с прошлым годом).
- Группа «Ростсельмаш» находится под контролем президента промышленного союза «Новое содружество» Константина Бабкина и его партнеров Юрия Рязанова и Дмитрия Удраса. «Новое содружество» в начале нулевых обеспечило «Ростсельмашу» вливание инвестиций, позволившее заводу выйти из глубокого кризиса 1990-х годов. Генеральным директором ООО «КЗ «Ростсельмаш» с 2002 года является Валерий Мальцев.
- В сентябре состоялось торжественное начало строительства нового завода «Ростсельмаша» в Ростове-на-Дону. Губернатор Ростовской области Василий Голубев назвал церемонию историческим моментом: впервые в постсоветской России будет создан производственный комплекс полного цикла.
- Строится новый завод на территории бывшего завода «Копнитель», принадлежащей «Ростсельмашу» и расположенной недалеко от основной производственной площадки. В августе 2021 года начались расчистка территории и снос старых конструкций. Общая территория предприятия составит 14 га, включая производственный корпус площадью 62 тыс. кв. метров.
Перспективы
- На новом производстве «Ростсельмаш» планирует расширить ассортимент, впервые в своей истории запустив производство дорожно-строительной техники (ДСТ): телескопического погрузчика, производство которого планируется к запуску в середине 2023 года, фронтального погрузчика и экскаватора-погрузчика, которые начнут выпускать в 2024 году.
- Для строительной техники на заводе будет отведен отдельный конвейер. Сегодня 80–90% ДСТ в России импортируется, поэтому строительство завода станет важным шагом на пути к импортозамещению.
- Помимо ДСТ, на заводе также будет производиться традиционная для «Ростсельмаша» сельхозтехника (пять серий тракторов). В дальнейших планах — выпуск техники для жилищно-коммунального хозяйства.
- Производственные мощности нового завода рассчитаны на выпуск 5 тыс. единиц техники ежегодно. Все машины будут производиться с использованием компонентов российского производства. Компания планирует выйти на уровень локализации более 70% к 2024 году.
- В целом на инвестпрограмму «Ростсельмаш» планирует потратить к 2024 году 28,5 млрд рублей (в нее входит не только строительство нового завода, но и расширение производств на других площадках). На строительство данного завода пока планируется направить 6 млрд рублей.
- «Ростсельмаш» расширяет свои мощности в основном регионе присутствия, который является самой успешной в России площадкой для выпуска сельхозтехники. В Ростовской области уже не первый год реализуется программа субсидирования покупки сельхозтехники для сельских жителей — на эти цели из областного бюджета было направлено уже 2,8 млрд рублей.
Риски
- В конце сентября Константин Бабкин сообщил, что проект нового завода в Ростове-на-Дону может быть пересмотрен в случае реализации специального инвестиционного контракта Минпромторга с зарубежной компанией по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков — JCB (Великобритания), которая уже доминирует на российском рынке ДСТ.
- По словам Бабкина, интересы JCB в России лоббирует губернатор Московской области Андрей Воробьев. Бабкин заявил, что заключение такого СПИКа приведет к тому, что в стране появится «мировой монстр, пользующийся полной поддержкой западных политиков, финансистов и российского правительства». В таком случае, по мнению владельца компании, «Ростсельмашу» не имеет смысла производить дорожно-строительную технику: «надо будет сокращать и перепроектировать тракторный завод».
В Тобольске состоялось открытие нового аэропорта Ремезов. Он важен для компании СИБУР и развития внутреннего туризма
В Тюменской области 24 сентября прошла церемония открытия аэропорта Ремезов. Оператором аэропорта стало ООО «Оператор Тобольск» (входит в УК «Аэропорты регионов»). Инвестором проекта является СИБУР, имеющий юридическую регистрацию в Тобольске.
Факты
- «СИБУР Холдинг» — одна из ведущих нефтегазохимических компаний в России. Крупнейший акционер холдинга — Леонид Михельсон, ему принадлежит 30,6% акций. В структуру холдинга входят предприятия: «СибурТюменьГаз» (включающий восемь газоперерабатывающих заводов в ХМАО и ЯНАО), «ЗапСибТрансгаз» (обслуживает газопроводную инфраструктуру холдинга), «ЗапСибНефтехим» (в его состав в 2020 году вошло предприятие «СИБУР Тобольск», специализирующееся на переработке углеводородов, а также ряд предприятий, занимающихся производством полимеров и пластиков).
- Проект по подготовке к строительству аэропорта СИБУРом стартовал в 2018 году. Инвестором и подрядчиком выступил «ЗапСибНефтехим». Непосредственно строительные работы начались в 2019 году.
- «ЗапСибНефтехим» — новое нефтехимическое предприятие СИБУРа в Тобольске. Проект запущен в 2014 году, а в декабре 2020 года предприятие вышло на полную мощность. Основное направление его деятельности — переработка углеводородов. На предприятии производятся полиэтилен и полипропилен, мономеры (компоненты для синтетических каучуков и пластиков), сжиженные газы (пропан, изобутан, н-бутан) и легковоспламеняющиеся жидкости, использующиеся при производстве каучука и автомобильного бензина. Общая мощность завода — более 2 млн тонн продукции в год.
- Консультантом при строительстве аэропорта выступила компания «Аэропорты регионов» (консультационная деятельность предполагала формирование штатного расписания, набор и обучение персонала). Кроме того, УК «Аэропорты регионов» занималась подготовкой к запуску взлетно-посадочной полосы. В апреле 2021 года СИБУР и УК «Аэропорты регионов» заключили соглашение, в соответствии с которым управляющая компания стала
оператором аэропорта . - «Аэропорты регионов» — один из ведущих аэропортовых холдингов России, управляющий аэропортами Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), Платов (Ростов-на-Дону), Гагарин (Саратов). Также компания модернизирует аэропорты Елизово (Петропавловск-Камчатский) и Новый Уренгой (Новый Уренгой, ЯНАО). Основным акционером АО «УК «Аэропорты регионов» является кипрский офшор «Фулгейт консалтанс лимитед», через который компанией владеет известная бизнес-группа «Ренова» (председатель совета директоров — Виктор Вексельберг).
- Непосредственно для управления аэропортом в 2020 году было зарегистрировано ООО «Оператор Тобольск», которым через компании «Ретранс» и «Ре-Финанс» владеет Владимир Резер — генеральный директор «Ре-Финанс» (входит в группу компаний «Ренова») и экс-заместитель гендиректора «Реновы».
- Новый аэропорт расположен на территории Ворогушинского и Санниковского сельских поселений (в 30 км от Тобольска). Длина взлетно-посадочной полосы составляет 2400 метров.
- Пропускная способность составит 380 человек в час (для сравнения: пропускная способность аэропорта Рощино под Тюменью — 600 человек в час). Новый аэропорт способен принимать самолеты А321, Boeing-737, Ту-204 и другие.
- Аэропорт принял первый рейс с пассажирами 24 сентября 2021 года. С 16 октября 2021 года будут запущены регулярные рейсы в Москву (компания «Победа»). Кроме того, до конца октября наладят авиасообщение с Санкт-Петербургом (полеты будет осуществлять «Аэрофлот»), Екатеринбургом (Red Wings), Новосибирском (S7).
- Название аэропорта выбирали с помощью народного голосования. Оно прошло с марта по апрель 2021 года в онлайн-формате. Участвовать в нем мог любой гражданин РФ с доступом к интернету. В итоге аэропорту присвоили имя Семена Ремезова — сибирского картографа, путешественника, художника и архитектора, который жил в Тобольске в 1642–1721 годах.
- Инвестиции СИБУРа в проект составили 19 млрд рублей. Строительство аэропорта длилось 2 года — с 2019 по 2021 год. В результате создали 150 рабочих мест для местных жителей.
Перспективы
- Общее количество сотрудников «СИБУР Холдинга», совершающих поездки в Тобольск в офис и на производственные мощности компании, составляет более 22 тыс. человек. Это делает аэропорт востребованным для предприятия, а также для ее деловых партнеров.
- Авиабилеты будут доступными для граждан, так как тобольские рейсы включены в программу субсидирования региональных авиаперевозок: рейсы Тобольск – Екатеринбург и Санкт-Петербург – Тобольск будут финансироваться на 50% из бюджета Тюменской области, а рейсы из Новосибирска в Тобольск — на 61% (поровну из бюджетов Новосибирской и Тюменской областей).
- Ежегодно Тобольск, бывший центр русского освоения Сибири, известный своими историческими достопримечательностями, посещают около 400 тыс. туристов. Ранее они пользовались аэропортом Рощино в Тюмени, а в Тобольск надо было ехать на машине или поезде, дорога занимала от 3 до 4 часов.
- Потенциальный рост потока туристов в Тобольск будет способствовать реализации новых проектов, направленных на повышение привлекательности города для гостей. К примеру, с 1 сентября в городе начал работу культурно-туристический информационный центр «Визит Тобольск». В спектр его задач входит увеличение количества мероприятий и программ, привлекательных для туристов. Турпоток планируется увеличить до 1 млн человек в год. Кроме того, в городе строят новые гостиницы.
Риски
- В 2019 году стоимость строительства аэропорта оценивалась инвестором в 8,8 млрд рублей, однако в результате завершения проекта общий объем затрат вырос до 19 млрд рублей.
- На данный момент население Тобольска менее 100 тыс. человек. В окрестностях города (22 сельских поселения) проживает еще около 22 тыс. Из-за этого пассажиропоток аэропорта может оказаться достаточно низким.
- Также для поддержания пассажиропотока может потребоваться увеличение числа рейсов, входящих в программу субсидирования авиаперевозок. Соответственно, обеспечение загрузки нового аэропорта потребует дополнительных вложений со стороны регионального или федерального бюджетов.