Мир в огнеДетали

К забастовке сотрудников Wildberries присоединилось несколько городов России. Чем им не угодила новая система штрафов и как видит ситуацию сам маркетплейс

Wildberries «в целях безопасности» закрывает пункты выдачи заказов, сотрудники которых отказываются выдавать товары покупателям. Руководство компании утверждает, что бастует «лишь 0,1% от общего количества» сотрудников, а пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме.

Что происходит

Сотрудники Wildberries выступают против новой системы штрафов, согласно которой с работника пункта выдачи заказов удерживают 100% стоимости товара, если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь.

Что говорят

В Wildberries выяснили, что в 98% случаев подмены и порчи товаров виноваты сотрудники пунктов выдачи. Работники, в свою очередь, считают, что их пытаются «сделать крайними».

За чем следить

Прокуратура Московской области проверит Wildberries на нарушение трудовых прав работников, а ФАС проведет совещание после сообщений о забастовках. 

Контекст

Wildberries уже сталкивался с проблемами на фоне изменения правил работы: в октябре 2022-го продавцы жаловались на удержание средств и сбои в работе нового финтех-сервиса.

Что происходит

  • Wildberries закроет несколько пунктов выдачи заказов (ПВЗ) на фоне забастовок сотрудников из-за новой системы штрафов. Накануне работникам, которые принимали участие в забастовке, разослали уведомления о блокировке ПВЗ из-за «действий, порочащих деловую репутацию» компании. 

С «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Из нескольких таких пунктов мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям.

Wildberries
  • В подмосковные пункты вывоза уже приехали курьеры, чтобы по распоряжению руководства Wildberries изъять товары. 
  • 15 марта к забастовке, которая началась днем ранее в Москве, присоединились десятки пунктов выдачи Wildberries на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Например, в Иркутске начали забастовку 25 пунктов, а в Чите — более 20. Сотрудники отказываются выдавать товары покупателям, но выходят на работу, чтобы не нарушать условия трудовых договоров. 
  • Таким образом сотрудники ПВЗ пытаются бороться с новой системой штрафов: руководство Wildberries объявило, что если покупатель возвращает бракованную вещь или посылку, в которой оказался другой предмет (не тот, который он заказывал), то 100% ее стоимости будет удерживаться с сотрудника ПВЗ. Оспаривать подмену и возврат бракованных товаров запретили. 
  • Новые правила вступили в силу 3 марта, в тот же день начали выставлять штрафы. Их размер у некоторых сотрудников уже достиг 500 тыс. рублей, пишет Forbes.

Что говорят

  • В Wildberries утверждают, что некий алгоритм проанализировал случаи подмены, порчи товаров и возврата по браку. В результате оказалось, что в 98% случаев виноват сотрудник ПВЗ. 
  • Однако, по словам работников ПВЗ, товар «может быть украден или подменен на складе, у перевозчика, на сортировочном центре». Сотрудники пунктов выдачи не понимают, почему именно их пытаются «сделать крайними».
  • 13 марта стало известно, что при наличии долга работники ПВЗ не смогут выводить деньги из системы, пишет Forbes. Это стало «последней каплей», рассказал один из организаторов забастовок: обычно заработок поступает на счет сотрудника в системе практически ежедневно. 
  • Представители пунктов выдачи, присоединившиеся к забастовке, требуют, чтобы руководство Wildberries отменило все долги по браку и подменам, а также вернуло размер удержания на прежний уровень — 25%. Актуальной информацией бастующие обмениваются в чате в Telegram: на 15 марта число участников группы достигло 13 тыс. человек. 
  • Представитель Wildberries заявил Forbes, что Telegram-каналы «раздули из мухи слона»: 14 марта у главного офиса компании собрались 10–15 сотрудников столичных пунктов выдачи заказов, а в соцсетях ситуацию «представили как «бунт» или «штурм». На самом деле бастует «лишь 0,1% от общего количества» сотрудников, а пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме, утверждают в Wildberries. 
  • Кроме того, по мнению руководства Wildberries, система штрафов призвана защищать продавцов товаров, поскольку «менеджеры пунктов выдачи заказов могут подменять товары, например, на дешевые аналоги или товары без маркировки». В компании ожидают, что новые правила позволят снизить долю мошенничеств «в несколько раз».

За чем следить

Необходима прозрачная схема распределения заработка и штрафных санкций, считают собственники ПВЗ. Ситуацией уже заинтересовалась Генпрокуратура, отмечает Forbes.

  • Прокуратура Московской области проверит сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries в связи с информацией об удержаниях денежных средств. 
  • Депутат Госдумы Дмитрий Гусев заявил, что на следующей неделе Федеральная антимонопольная служба проведет совещание на фоне ситуации с Wildberries. 
  • Кроме того, по словам депутата, власти намерены подготовить поправки к действующему законодательству «в части запрета на одностороннее изменение договоров», по которым работают сотрудники. По его словам, после изучения документации Госдума объявит свою четкую правовую позицию по данному прецеденту.

Контекст

Маркетплейс Wildberries уже сталкивался с проблемами на фоне введения новых правил работы. 

  • В сентябре 2022-го маркетплейс запустил тестирование нового финтех-сервиса. Система должна была предоставить возможность всем продавцам получать выплаты за реализованные товары «в режиме реального времени». До этого баланс продавцов обновлялся каждый понедельник. Только после этого они могли вывести вырученные средства на личный счет. 
  • Предприниматели столкнулись с проблемами в работе новой системы расчетов: сервис начал сбоить, появились неоправданные удержания средств. Кроме того, продавцы жаловались на невозможность полного вывода денег и непрозрачность штрафов, писал РБК. 
  • Группа продавцов — 12–15 человек — приехала в офис Wildberries, чтобы получить ответы на вопросы об изменениях в расчетах. После этого у части продавцов оказались заблокированы личные кабинеты в системе. В Wildberries блокировку отрицали. Представители маркетплейса тогда заявили, что система еще тестируется, а на «новый баланс» перевели лишь «небольшую часть продавцов». По оценке компании, в службу поддержки с вопросами о работе новой системы обратились 0,002% от общего числа продавцов.
  • 9 ноября «на время проведения обновления и технических работ» всех продавцов, которые участвовали в тестировании сервиса, перевели на старую систему выплат и отчетности.

Фото обложки: Петр Ковалев / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано