Объединить одних врагов против других
Результаты парламентских выборов показали, что левые и центристские силы могут мобилизоваться перед угрозой справа. Альянс левых «Новый народный фронт» (NFP) получил 182 места в
Но есть нюанс: ни одна из партий теперь не располагает достаточным количеством депутатских кресел для формирования правительства большинства. «Подвешенный» парламент значительно усложняет назначение нового премьер-министра и принятие бюджета.
Несмотря на свое количественное преимущество, победивший «Новый народный фронт» (NFP) слаб. Он возник в последнюю минуту по необходимости, объединив две умеренные левые партии — «Социалистическую партию» и «Партию зеленых» — и два крайне левых движения: «Непокоренную Францию» Жан-Люка Меланшона и «Коммунистическую партию». Серьезная разница в политических платформах внутри альянса становится их главной проблемой, которая ограничивает возможность политических маневров.
Ультраправое националистическое движение Марин Ле Пен, несмотря на ощутимое увеличение представительства (+58 мест), все равно оказалось в аутсайдерах. Но возможность влиять на парламентские процессы у движения осталась.
Наибольшую выгоду получили те, в кого меньше всего верили. В условиях «подвешенного» парламента никакая политическая сила не может сформировать правительство и принять бюджет без правоцентристов-«макронистов». Президент и его сторонники, судя по их действиям, следуют старой китайской мудрости: «Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага».
Молча следить за ссорами оппонентов по поводу кандидатуры премьер-министра
В то время как противники «макронистов» по обе стороны политического спектра пытались протолкнуть своего кандидата в премьеры, сами правоцентристы встретили итоги выборов многозначительным молчанием. И на то были причины.
Премьер-министр не номинальная должность во Франции. Конституция через ряд монопольных прерогатив позволяет ему фактически управлять внутренней политикой страны, значительно возвышая его над президентом. Левые и правые хотят использовать это для реализации своего политического курса.
Больше всего за пост премьер-министра бьются победившие левые силы, которые хотят использовать его для отмены критикуемых ими законов вроде пенсионной реформы.
«Народный фронт» в 1930-е годы не допустил прихода ультраправых к власти, а «Новый народный фронт» повторил не только успех, но и ошибку предшественника — союз страдает от внутренних разногласий.
Ожидалось, что кандидатом на пост премьер-министра альянс выдвинет главу «Социалистической партии» Оливье Фора или его ближайших сторонников — Бориса Валла и Рафаэля Глюксманна. Но лидерству умеренных кандидатов помешали политические амбиции главы «Непокоренной Франции» Жан-Люка Меланшона. В середине июля он вместе со своими сторонниками прекратил участие в переговорах, обвинив социалистов в саботаже предлагаемых ими кандидатур. В конфликт включились и коммунисты, предложившие Фабьена Русселя, а также члены «Зеленой» партии.
Ставки настолько высоки, что для нас нет ничего необычного в том, чтобы разговаривать долго и иногда кричать.
Оливье Фор
Радикалы все-таки сумели добиться своего. Альянс выдвинул своим кандидатом на пост премьер-министра бывшую сотрудницу парижской мэрии и члена «Непокоренной Франции» Люси Кастет. Она мало известна избирателям, но представляет меньшую, чем Меланшон, угрозу для социалистов.
«Национальное объединение» (RN), которое выдвинуло на пост премьер-министра президента партии Жордана Борделла, с ходу раскритиковало предложение левых. По словам членов ультраправого политического движения, «Новый народный фронт» не готов управлять страной, а радикальный левый политик лишь усугубит ситуацию.
Президент выступил против назначения Кастет на высокий пост, а затем объявил об «олимпийском перемирии», на время которого все дебаты о возможном преемнике ушедшего в отставку Габриэля Атталя прекратились.
«Макронисты» многозначительно не выдвигали собственных кандидатур из числа однопартийцев, но настойчиво рассуждали о необходимости выбора более умеренного левого политика вроде социалиста Бернара Казнева. Все упомянутые «возможные» кандидаты, кроме Борделлы и Кастет, не подтвердили и не опровергли слухов, оставаясь в тени.
Не торопиться с бюджетом и пользоваться всеми доступными полномочиями
Другой вопрос, который волнует членов парламента, — это бюджет страны на 2025 финансовый год. План государственных расходов станет путевой картой правительства и Франции на ближайший год. И все партии по-своему представляют его очертания.
Планы французского бюджета на 2025 год: справа налево
- «Новый народный фронт» предлагает значительно увеличить расходы на социальную сферу. В их программе предусмотрены снижение пенсионного возраста до 60 лет, повышение минимальной зарплаты и заморозка цен на основные товары.
- «Макронисты» выступают за компромисс. Их бюджетные предложения включают меры по модернизации инфраструктуры, поддержке предпринимательства, устойчивому развитию и продолжению основных социальных программ. При этом отмечается необходимость контроля государственных расходов для обеспечения долговой устойчивости.
- «Национальное объединение» делает акцент на жесткой монетарной политике, выступая за повсеместное снижение налогов и сокращение числа социальных пособий. Они неоднократно заявляли о необходимости достижения экономической безопасности Пятой Республики и поддерживают курс на импортозамещение. В некотором смысле это ответ на зимние протесты французских фермеров, которые требовали обеспечить конкурентоспособность их продукции на рынке.
В вопросе принятия бюджета левому большинству, как и в случае с назначением своего премьер-министра, не везет. Радикальному плану по предоставлению новых льгот мешают как внешние (давление Евросоюза и МВФ), так и внутренние (неприятие проекта правыми силами) факторы.
Дефицит бюджета Франции, который соответствовал 4,8% от валового внутреннего продукта (ВВП) в 2022 году, увеличился до 5,5% в 2023 году вместо установленных в качестве нормы по всему Евросоюзу 3%. Госдолг страны в прошлом году достиг 110,6% ВВП. Кредиторы и крупные финансовые институты обеспокоены удручающим положением второй по величине экономики ЕС и опасаются, что левая политика может негативно сказаться на курсе евро. «Новый народный фронт» (NFP), конечно, мог бы принять проект бюджета, невзирая на давление извне, но критикующие их планы практически 2/3 парламента вряд ли позволят им это сделать.
Левые пытаются надавить на «макронистов», обещая не одобрить правого премьера, если «Вместе» протолкнет консервативный бюджет. Однако президента сложно будет шантажировать подобными заявлениями. На его стороне Конституция, которая позволяет ему принимать бюджетные законопроекты через 70 дней после того, как в законодательном органе не нашлось достаточно голосов «за» или «против» них. Управлять финансами страны практически в ручном режиме без одобрения законодательного органа в условиях поляризованного парламента вполне реально.
Давить авторитетом и стать компромиссным посредником
Несмотря на поражение на выборах правоцентристов, у президента Макрона остаются варианты стратегической победы, если он сможет минимизировать негативные последствия «сожительства» — это потребует подчинить левых и не допустить усиления правых. Со вторым президент справился: Марин Ле Пен остается в глубокой оппозиции. Достижение первого требует времени, но поведение «макронистов» говорит об их уверенности в устойчивости собственного положения.
Партия президента 13 августа опубликовала «пакт действий для французов». По мнению ушедшего в отставку, но продолжающего работу премьер-министра Габриэля Атталя, документ является «основой, на которой мы [альянс «Вместе»] готовы участвовать в дискуссиях» с другими политическими движениями.
Именно с этим «ультиматумом» в руках Макрон планировал отправиться на переговоры с представителями парламентских партий и встретиться в том числе с Люси Кастет, чтобы «выйти из создавшегося тупика». Ряд французских СМИ рассматривают этот жест как признание собственного поражения, но президент не делал каких-либо заявлений, лишь намекнув, что все должно решить «большинство», то есть и его партия тоже.
Вопрос не в имени. Вопрос в том, какой кандидат получит большинство голосов в Национальном собрании.
Эммануэль Макрон
Макрон может и дальше откладывать серьезные решения и наконец добиться своего, в то время как левым придется пойти на значительные уступки партии президента. Будет ли это выдвижение компромиссного для правых кандидата или одобрение правоцентристского проекта бюджета, покажут переговоры. Однако новый французский кабинет, вне зависимости от его состава, будет находиться под постоянной угрозой выдвижения ему вотума недоверия. Победа левых, правых или правоцентристов вряд ли будет с одобрением встречена обществом, в котором, судя по результатам голосования, отсутствует консенсус о политическом будущем Франции.
Фото обложки: Mast Irham / EPA / TASS