Правительство подготовило план мероприятий, направленных на противодействие нелегальной занятости в России в 2025–2027 годах. Как выяснило РБК, документ, разработанный Минтрудом и согласованный с заинтересованными ведомствами, был утвержден 25 апреля соответствующей комиссией. Документ включает 18 мер, которые планируется предпринять как на федеральном, так и на региональном уровне.
Шаг 1. Разобраться, кто не работает
К 15 июля 2025 года власти хотят, во-первых, выяснить, сколько россиян не работает, во-вторых, проанализировать эту часть населения (какой возраст и какой пол).
Пока есть данные Росстата (за 2023 год). Проведенные опросы показали, что 14,9 млн россиян находятся в трудоспособном возрасте, но не являются ни «занятыми, ни безработными» — то есть никак не входят в состав «рабочей силы».
Из них 11,8 млн человек — это те, кто вообще не выразил желание работать. Это:
- те, кто учится на очной форме обучения (6 млн человек);
- пенсионеры (2,1 млн человек);
- те, кто ведет домашнее хозяйство (1,6 млн человек).
Оставшаяся часть трудоспособного населения — а это около 3,1 млн россиян — те, кого эксперты относят к категории «расширенная безработица». 700 тыс. человек — это те, кто искал работу, но не смог трудоустроиться, еще 2,5 млн человек — не против работать, но пока поисками не занимались.
Проблема в том, что значительная часть тех, кто официально не работает, на самом деле вовлечен в трудовую деятельность — просто теневую (прежде всего студенты колледжей и вузов). Для того чтобы мотивировать таких россиян работать официально, предполагается предложить способы, как можно вовлечь официально неработающих россиян в трудовую деятельность (соответствующий план мероприятий Минтруд и другие ведомства должны представить к 1 марта 2026 года).
Шаг 2. Принять меры против теневой занятости россиян
Среди таких мер — мониторинг нелегальной занятости, который должны провести Роструд и МВД, а также анализ Минтруда, который проверит, не происходит ли подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Среди индикаторов, которые указывают на нарушения, например:
- если работодатель платит зарплаты ниже МРОТ;
- зарплатный фонд резко сократился, а число работников — осталось прежним;
- взаимодействие с большим числом самозанятых.
Список индикаторов планируется расширить в этом году. Тем более что проблема стоит остро: в 2024 году число граждан, которые работают без договора и лицензии или получают зарплаты в конверте, увеличилось — на 4,3% до 829,4 тыс. человек.
Для того чтобы повлиять на эту ситуацию, власти могут:
- ограничить режим самозанятости, оставив им право предоставлять услуги только физлицам (сейчас можно и компаниям);
- классифицировать отношения между цифровыми платформами и их пользователями как трудовые;
- ужесточить контроль в части заемного труда (то есть в первую очередь за мигрантами).
Шаг 3. Мотивировать региональные власти
Бороться с нелегальной занятостью предлагается на местах — то есть региональным властям. Для этого Минтруд оценит, сколько нелегально занятых граждан в каждом регионе, и задаст KPI по «легализации» таких граждан (пока точных цифр нет, но ранее шла речь о том, что властям придется «вывести из тени» до 30% тех, кто в ней работает).
Как отмечают аналитики, усилия властей, во-первых, помогут решить кадровый вопрос, во-вторых, должны увеличить собираемость налогов.