Культурный кодДетали

Карточка с Пикачу в стиле Ван Гога возвращается. Как покемон в шляпе свел с ума весь Амстердам

В Нидерландах возобновятся продажи коллекционной карточки с изображением «Пикачу в серой фетровой шляпе». В минувшем году она вызвала ажиотаж: толпы фанатов покемонов и спекулянты объявили за ней охоту.

Что происходит

В феврале в Нидерланды вернется коллекционная карточка с изображением «Пикачу в серой фетровой шляпе» в стиле автопортрета Ван Гога. Ее, как ожидается, можно будет купить в специализированных магазинах по стране. Ранее это можно было сделать в музее Ван Гога в Амстердаме, но акцию приостановили, так как разъяренные толпы фанатов покемонов и спекулянты объявили за ней охоту. Об этом пишет Artnet.

Фото: Rob Engelaar
  • Ожидается, что в феврале японский бренд Pokémon направит в Нидерланды новую партию карточек. Хотя компания еще не подтвердила эту информацию, на авторитетном фансайте Pokébeach появилась информация о том, что каждый магазин получит по 100 копий коллекционных экземпляров и и будет выдавать их бесплатно клиентам, потратившим не менее $32 на товары Pokémon. 
  • Пока неизвестно, можно ли будет приобрести карточку в музее Ван Гога, где, помимо нее, также продаются мягкие игрушки, футболки, книжки-раскраски, сумки и блокноты, связанные с покемонами. Однако ничто из этого не пользовалось таким спросом, как картинка с «вангоговским» Пикачу. 

История вопроса

  • Впервые карточка с Пикачу, созданная по мотивам картины 1887 года, появилась в музее Ван Гога в сентябре прошлого года. Ее выпустили ограниченным тиражом для продвижения специальной программы мероприятий на тему покемонов. 
  • Сотрудничество музея Ван Гога в Амстердаме с Pokémon началось по случаю 50-летия первого. Цель акции — привлечение более молодой аудитории. 
  • Представители музея отмечали, что работы Винсента ван Гога имеют «особую связь» с японским искусством и культурой, — по их словам, японские гравюры оказали большое влияние на творчество художника и его мировоззрение.
  • Но, к удивлению сотрудников музея, «Пикачу в серой фетровой шляпе» свел с ума весь город — в интернет попали фото и видео, где посетители штурмуют сувенирную лавку, где можно было получить карточку. 
  • Многие из них надеялись собрать как можно больше экземпляров редкой карточки, чтобы потом перепродать их с большой наценкой. На eBay некоторые продавцы предлагали приобрести картинку с Пикачу за $900. 
  • Сначала музей не ограничивал количество бесплатных карточек, которые мог взять один покупатель — чтобы получить ее, нужно было купить билет на выставку и пройти квест, в рамках которого биографию художника предлагали изучить по нескольким картинам с покемонами в стиле Ван Гога. 
  • Для того чтобы справиться со спросом, вместо коллекционной карточки музей впоследствии стал выпускать открытки. А получить на руки можно было лишь один экземпляр.
  • Несмотря на это, количество недовольных гостей продолжало расти. «Обычно у нас бывает две жалобы в месяц, — рассказал один из сотрудников. — Во время выставки покемонов их было по 12 в день». Вскоре карточку решили изъять из «продажи».
  • На фоне новостей о возвращении карточки в музей ее стоимость в интернете стала падать. В среднем цены у спекулянтов снизились с $170 до $150.

Контекст

  • Коллекционная карточная игра Pokémon Trading Card Game появилась в Японии в 1996 году. Игроки выступают в роли «тренеров» покемонов, использующих персонажей для сражений друг с другом. Каждая карточка — карманный монстр со своей силой и способностями. Цель игры — нокаутировать вражеских покемонов. Также игроки могут просто покупать, собирать карточки или обмениваться ими. 
  • Pokémon TCG долгие годы пользовалась огромной популярностью, но со временем интерес к ней утих. Он вновь возродился в пандемию COVID-19 — тогда игра привлекла к себе внимание коллекционеров.
  • В результате посетители магазинов в США и Японии стали устраивать драки за редкие экземпляры карточек и красть их прямо с полок магазинов, а ритейлеры — искать способы справиться с небывалым ажиотажем. Некоторые крупные сети магазинов, в частности Target и Walmart, и вовсе решили отказаться от продаж этих карт, пишет издание Bleeding Cool.
  • В ноябре 2020-го блогеры устроили аукцион по продаже партии редких карт на YouTube, заработав рекордные $375 тыс.
  • В феврале 2021 года взрослые посетители McDonald’s начали скупать наборы «Хэппи Мил» ради карточек с персонажами известной франшизы.
  • В марте 2021-го в Японии мужчина спустился с крыши шестиэтажного здания по веревке, разбил витрину магазина и украл карточки Pokémon на $9 тыс.
  • В 2022 году карточка Illustrator Pikachu Pokemon была продана за рекордные $5,27 млн.

Тенденция

  • Музеи по всему миру пытаются привлечь молодежь — и делают это самыми разными способами. Например, еще в 2009-м в Лувре организовали выставку «Невеликий замысел», посвященную комиксам. В ней участвовали пять художников, каждый из которых предоставил собственную графическую историю про французский музей. 
  • Также молодежь привлекают в музеи «деньгами». Власти Испании, например, в 2022-м стали выдавать молодым людям на 18-летие карты с €400 на счету для «культурного просвещения». Средства можно потратить на билеты в музеи, театры и фестивали, а также на книги и цифровые подписки. Карта выдается единоразово, у получателя есть 2 года, чтобы ею воспользоваться.
  • В России ежегодно проходит акция «Ночь музеев», в рамках которой музеи открывают необычные выставки, организуют мастер-классы, спортивные турниры, приглашают к себе рэперов и диджеев и даже проводят спиритические сеансы.

Фото обложки: Remko de Waal / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано