Как часто россияне конфликтуют с коллегами
В 2024 году с коллегами конфликтовали 20% россиян, а с руководством — каждый шестой, пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование SuperJob. Чаще всего в ссорах на рабочем месте участвуют мужчины и сотрудники в возрасте от 35 до 45 лет. При этом женщины воспринимают конфликты более остро — испытывают эмоциональную опустошенность и теряют мотивацию.

По данным аналитиков SuperJob, 36% работающих россиян готовы уволиться в случае серьезного конфликта с руководством. Среди тех, кто поддерживает эту позицию, больше всего сотрудников с зарплатой выше 100 тыс. рублей в месяц. В условиях неразрешенного конфликта сегодня работают 25% опрошенных — из тех, кто ссорился с коллегами, и 38% — из тех, кто ссорился с начальством. Причем подобные столкновения сильнее влияют на состояние подчиненных, а не руководителей: по оценкам СберУниверситета, на которые ссылается Forbes, топ-менеджеры и среднее звено чувствуют усталость и разочарование по этой причине почти в 2 раза реже других. Это связывают с более высокой стрессоустойчивостью и управленческим опытом.
В любой команде рано или поздно происходят конфликты. Они неизбежны и могут возникнуть из-за различий во мнениях, на фоне разногласий по поводу рабочих задач или даже личных противоречий. Конфликты, которые не разрешаются своевременно, ведут к снижению эффективности работы команды и, как следствие, срыву сроков выполнения задач, поддерживают напряжение в команде и ухудшают моральный климат.
Александр Мезенцевдиректор по информационным технологиям АО «Свой Банк»
В результате частых конфликтов в компаниях формируется «токсичная среда», коллектив теряет мотивацию к работе, а некоторые его представители отказываются сотрудничать с участниками ссоры, отмечает «Коммерсант». Это, в свою очередь, приводит к уходу высококвалифицированных работников и снижению экономической эффективности компании.
Причины конфликтов на рабочем месте
Эксперты выделяют три глобальных тренда, которые вызывают рост конфликтов на работе.
- Общее снижение психологической устойчивости. Упадок оптимизма и отсутствие эмоциональной стабильности у взрослого населения — одно из последствий COVID-19. В первый год пандемии число случаев психических расстройств во всем мире увеличилось на 25%. В ВОЗ такую статистику объясняют в первую очередь социальной изоляцией и одиночеством.
- Рост числа политических конфликтов в мире. Этот фактор создает глобальную атмосферу напряженности: сотрудники нередко «выплескивают» агрессию на работе.
Никто на работе не будет открыто конфликтовать по поводу политических вопросов. Но позицию каждого более или менее все знают. Ясно, что если вдруг на кухне встретятся два человека с разными политическими позициями, то вероятность конфликта абсолютно по другому поводу, например из-за грязной кружки, гораздо выше.
Анастасия Юсинаоснователь сетей Orange Fitness и City Fitness
- Выход на рынок труда поколения зумеров. Работников в возрасте старше 30 лет на глобальном рынке труда постепенно замещают более молодые сотрудники — те, кто родился после 2000 года. Для них в приоритете work-life balance, зумеры также не готовы сталкиваться со стрессом, но при этом рассчитывают на более высокую зарплату на старте карьеры.
Миллениалы чаще ориентированы на карьерный рост и стабильность, тогда как зумеры могут предпочитать гибкость и баланс между работой и личной жизнью. Зумеры зачастую негативно относятся к традиционным иерархиям и консервативным правилам на работе, они ожидают более открытого стиля руководства. Разные взгляды на важность работы и социальных вопросов могут приводить к конфликтам в команде.
Ольга Бухвалова
карьерный эксперт центра «Профессии будущего»
Помимо глобальных тенденций, на частоту конфликтов влияют менталитет и особенности каждого коллектива. Согласно результатам опроса «Работы.ру», россияне чаще всего ссорятся из-за сплетен на работе (58%), жалоб начальству со стороны коллег (41%), низкой работоспособности сотрудников (35%), высокой конкуренции (19%) и агрессивного поведения отдельных людей (11%).
Как конфликты на работе влияют на экономику
Согласно исследованию британского института CIPD, каждый четвертый сотрудник считает конфликт на работе «обычным явлением». Но из-за частых ссор компании увеличивают затраты на медстрахование и корпоративные программы психологической помощи, теряют ценных сотрудников и вынужденно выделяют деньги на наем и обучение новых.
Исследований о том, во сколько обходятся рабочие конфликты экономике России, пока нет. Но в США, например, эксперты Pollack Peacebuilding Systems подсчитали, что сотрудники американских компаний тратят на конфликты примерно 2,8 часа в неделю. А это приводит к убыткам (в том числе в виде оплаченных, но не отработанных часов) в $359 млрд в год. К слову, в списке причин, по которым ссорятся американцы, — стресс на рабочем месте (34%), большая нагрузка (33%), неопределенные должностные обязанности (22%) и отсутствие честности и открытости в коллективе (26%).
В Великобритании убытки от рабочих конфликтов последний раз подсчитывали в 2021-м. Тогда ссоры оценили в £28 млрд в год ($36,4 млрд) — около £1 тыс. на человека ($1,3 тыс.). По данным исследования, за год с конфликтами на работе столкнулись 10 млн сотрудников. У половины из них зафиксировали повышенный уровень стресса и тревоги либо депрессию. Из-за ссор порядка 900 тыс. британцев брали отгулы, почти 500 тыс. уволились самостоятельно, еще 300 тыс. потеряли работу по воле начальства.
Что делать с конфликтами на работе
Топ-менеджеры и психологи рекомендуют открыто коммуницировать внутри коллектива и чаще проводить общие встречи. Собрали советы от представителей российского бизнеса.
- Придерживаться практики регулярного менеджмента. То есть в течение года проводить с каждым сотрудником серию встреч: по целям работника — раз в 1–2 недели, по развитию — раз в месяц, об индивидуальных проблемах — тоже раз в месяц.
Если говорить про формальную процедуру урегулирования конфликтов — в компании есть матрица эскалации, по которой сотрудники могут вовлечь в обсуждение вышестоящего руководителя, если обсуждение на их уровне зашло в тупик. Сотрудники знают о ней и используют в самых сложных ситуациях.
Александра Наумова
руководитель центра развития персонала и корпоративной культуры компании «Электрорешения»
- Развивать культуру открытости и нанимать в штат медиаторов (фасилитаторов) конфликтов. Это специалисты, которые создают комфортные условия для диалога и помогают решить ссоры внутри коллектива.
Мы организуем еженедельные тактические собрания [с медиаторами], где каждый сотрудник может высказать свои напряжения. Это создает безопасное пространство для обсуждения проблем, что помогает не только предотвращать конфликты, но и генерировать позитивные изменения в работе команды.
Екатерина Рязанцева
руководитель обучения и фасилитаторов компании PRO32
- Укреплять горизонтальные и вертикальные связи в коллективе.
Любой конфликт — это всегда опыт, важно понимать это и подходить к его решению как к рабочей задаче. Отличным способом сплочения коллективов являются работа над общими проектами, достижение совместных результатов, поддержание соревновательного духа сотрудников с элементами неформального общения. Для этого можно применять различные механики — геймификацию, игры и челленджи, спортивные соревнования.
Ольга Орел
гендиректор AB InBev Efes
Фото обложки: Freepik