КапиталДетали

Китайские игры

Как китайская Tencent выходит в лидеры роста вместо Alibaba и при чем здесь правительство КНР.

В Китае меняют политику в отношении крупнейших технологических компаний страны, неконтролируемый рост которых правительство пыталось сдерживать санкциями и штрафами. Вместо этого власти КНР решили войти в бизнес гигантов онлайн-ритейла и телекома — Alibaba и Tencent. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», почему Telecent претендует на роль нового фаворита российских инвесторов и почему некогда любимая Alibaba сейчас проигрывает китайскому телекому.

Одной из главных новостей этой недели порадовал Китай. Стало известно, что местные власти переходят от жестких санкций к усилению контроля в отношении крупнейших технологических компаний. 

Как выяснили Financial Times, для этого правительство КНР собирается приобрести «золотые акции» в местных подразделениях онлайн-ритейлера Alibaba и телекоммуникационного гиганта Tencent. По версии издания, таким образом власти планируют усилить надзор за мощными технологическими группами в стране. «Золотые акции» позволяют в том числе следить за контентом, который компании транслируют жителям КНР. 

«Это не полный контроль, но этот 1% ключевых акций позволяет китайским властям блокировать определенные решения компании и, соответственно, влиять на ее политику. Однако в то же время правительство становится заинтересованным в росте капитализации и в дивидендах», — подчеркивает Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях».

Не зря новость о «золотых акциях» появилась на фоне сообщений о том, что Tencent получила разрешение на запуск сразу 128 игр — соответствующее разрешение выдало Национальное управление печати и публикаций КНР. 

Резкий разворот 

По мнению Романовича, нынешние решения властей — это следствия политической перестройки в КНР. Как напоминает эксперт, в октябре 2022 года прошел XX съезд Коммунистической партии Китая, на котором был переизбран действующий генеральный секретарь Си Цзиньпин

Тогда стало понятно, что все политические конкуренты Си Цзиньпина оказываются не у дел и, по сути, команда Си Цзиньпина будет полностью контролировать все, что происходит в Китае. До этого у Си Цзиньпина не было решающего голоса, и ему приходилось конкурировать с глобалистами, выступавшими за глобальную интеграцию Китая. Американистов из партии вычистили: в ней остались те, кто поддерживает внутреннее развитие КНР. А это значит, что власти вкладывают много денег во внутреннюю экономику страны, включая технологическую безопасность.

Романович подчеркивает: Tencent, которой принадлежит крупнейшая китайская соцсеть WeChat, и Alibaba через соцсеть Weibo управляют огромными массами пользователей и, соответственно, могут влиять на настроения граждан. Правительство КНР начало опасаться, что это влияние может негативно отразиться на будущем партии, и постаралось взять под контроль бизнес компаний и их контент. 

«Китайское правительство сейчас заходит в крупный бизнес и вынуждает к себе прислушиваться».

Одновременно с этим власти резко сменили ковидную политику. В ноябре в Китае начали смягчать режим нулевой терпимости к COVID-19, чтобы в начале года снять основные ограничения, включая карантин для въезжающих из-за рубежа и допуск туристов из-за границы в страну. 

Статистика по COVID в Китае больше не публикуется, что заставляет говорить о том, что у локдаунов и истории с ковидными ограничениями была своя подоплека. Например, что Китай держал экономику в узде под знаменем борьбы с распространением коронавируса, чтобы дождаться, пока западные страны на фоне пандемии начнут входить в рецессию. После чего открыть Китай, который в новых условиях становится хорошей ставкой с растущим рынком на фоне падающих рынков в США и в Европе. 

Вместо Alibaba 

Таким образом, китайские власти всерьез займутся бизнесом технологических компаний. Однако, выбирая между хорошо знакомой российскому инвестору Alibaba и менее популярной пока Tencent, Романович советует остановиться на представителе китайского телекома. 

Про Alibaba и так не знает только ленивый, это всегда был один из самых популярных активов на Санкт-Петербургской бирже наряду с Apple и Tesla. Tencent в России менее известна, но за последние пару месяцев она очень хорошо выросла (купить акции можно на той же площадке). Если смотреть минимумы, которые были в конце октября — тогда китайский рынок рухнул на фоне заседания Компартии, — то с тех пор бумаги Tencent выросли на 80%.

Инфографика "Московские новости"

Как поясняет эксперт, все дело в том, что у Tencent маржинальный бизнес, который активно растет на фоне «открытия» китайской экономики после COVID-19 и не только. 

Tencent — это классический интернет-гигант, бизнес которого включает в себя помимо игр и соцсетей музыку и стриминг. Компания делает контент и продает его. Нельзя сказать, что для них открытие экономики является каким-то решающим фактором — им и так было хорошо. Скорее, для них большим плюсом является разрешение конфликта с правительством. 

Так, стабильный рост Tencent демонстрировала с 2017–2021 годах: среднегодовые темпы увеличения выручки Tencent составили 24%, а темпы роста EBITDA — те же почти 20%. 

Инфографика "Московские новости"

Кроме того, напоминает Романович, не стоит забывать, что Tencent — самая дорогая компания Китая: ее капитализация составляет 3,5 трлн гонконгских долларов (или $447 млрд) с маржинальностью бизнеса в 40%. В ее структуре половину выручки приносят онлайн-игры (52%) и онлайн-реклама (16%), в то время как бизнес-услуги и финтех дают 31% (сюда входят разные облачные сервисы и обслуживание платежей). 

Для сравнения: у той же Alibaba выручка замедляется, прибыль не растет. Более того, третий квартал 2022 года стал для компании убыточным: выручка компании выросла всего на 3%, до $29,12 млрд, что стало худшим показателем для Alibaba Group за всю ее историю. 

Инфографика "Московские новости"

То, на что частному инвестору стоить обратить внимание, — это цена. Акции Tencent выглядят дороговато с точки зрения цены за штуку — 370 гонконгских долларов (HKD), или 3,7 тыс. рублей. Alibaba стоит почти в 4 раза дешевле (112 HKD), но Tencent интереснее как с точки зрения потенциала, так и мультипликаторов. 

Например, у Tencent маржа по чистой прибыли 28, у Alibaba — 7. То есть на 1 доллар выручки Tencent зарабатывает 28 центов, а Alibaba — 7 центов прибыли. Кроме того, в потенциал Tencent верит рынок. По словам Романовича, компанию покрывают 65 аналитиков в разных инвестбанках, из них 63 выступают за покупку акций, и только 2 — за продажу. 

Копировать ссылкуСкопировано