В цифрах
Всего за один месяц с ноября по декабрь прошлого года объем мировой торговли сократился на 1,3%. Об этом говорится в исследовании Института мировой экономики (IfW) в Киле. Одна из ключевых причин: нападения йеменских хуситов на суда в Красном море, что привело к падению числа перевозок грузов в регионе.
Недавнее обновление данных за декабрь свидетельствует о продолжении несколько негативной тенденции в мировой торговле. Одной из причин слабого месяца могут быть связанные с конфликтом на Ближнем Востоке нападения на контейнеровозы в Красном море.
IfW
- В результате нападений боевиков «количество перевезенных контейнеров сократилось более чем в 2 раза и сейчас находится почти на 70% ниже ожидаемого уровня», говорят эксперты. Для сравнения: если в ноябре через Красное море ежедневно перевозили 500 тыс. контейнеров, то в декабре их число сократилось менее чем до 200 тыс.
- В регионе приостановили судоходство многие ключевые грузоперевозчики. В их числе крупнейший оператор контейнеровозов Maersk и швейцарский гигант Mediterranean Shipping Company (MSC). В декабре это уже привело к росту цен на нефть и природный газ.
- Примечательно, что некоторые торговые суда решили пойти на риск и плыть прежним маршрутом. Чтобы не попасть под атаки хуситов, они передают в эфир сигнал «Весь экипаж — китайцы» или другие подобные сообщения, таким образом пытаясь показать боевикам свою связь с КНР.
- IfW указывает, что для ЕС экспорт и импорт товаров за месяц снизились на 2% и 3,1% соответственно, для Германии — на 1,9% и 1,8%, а для США — на 1,5% и 1%.
- Насколько серьезным будет ущерб мировой торговле от ухода крупнейших контейнерных линий из Красного моря, зависит от продолжительности простоя, говорят аналитики. Так, в 2021 году недельная блокировка Суэцкого канала обошлась миру в $10 млрд. В Maersk допустили, что перебои в судоходстве в Красном море в этот раз могут продлиться несколько месяцев.
- Судоходные компании вынуждены взимать дополнительные сборы из-за необходимости перенаправлять свои корабли на маршруты вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, которые занимают гораздо больше времени на доставку груза. По данным Maersk, транспортировка стандартного 20-футового контейнера (TEU) из Китая в Северную Европу теперь требует $700 дополнительных расходов.
Контекст
- Красное море связывает Европу с Ближним Востоком и Азией через Суэцкий канал и его узкую часть — Баб-эль-Мандебский пролив. По нему проходит порядка 10% от всей мировой нефти, которая доставляется морским путем.
- Хуситы — движение шиитов-мусульман с боевым крылом «Ансар Аллах», которое преимущественно действует на территории Йемена. В 2014 году они обвинили правительство своей страны в дискриминации шиитского населения и перешли к военным действиям. В результате хуситам удалось захватить власть над значительной частью Йемена, в том числе над столицей Саной.
- Противостояние в Красном море началось с обострения палестино-израильского конфликта в октябре 2023 года, когда палестинская радикальная организация ХАМАС напала на Израиль. Вскоре ЦАХАЛ объявил о начале операции против боевиков и приступил к бомбардировкам Сектора Газа.
- Хуситы объявили, что будут поддерживать ХАМАС, в частности нанося удары по территории Израиля и не позволяя связанным с ним судам проходить через акваторию Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив, пока не будет снята блокада с Сектора Газа.
- Хуситы утверждают, что нацелены только на те суда, которые как-то связаны с Израилем. Однако западные политики и пресса утверждают, что на практике боевики атакуют и другие корабли.
- 18 декабря США и еще 20 стран начали операцию «Страж процветания» (Prosperity Guardian) для «защиты судоходства в Красном море». Некоторые ее участники направили в акваторию военные корабли.
- Совет безопасности ООН принял резолюцию США, которая требует немедленного прекращения атак хуситов на суда в Красном море. За нее проголосовали 11 членов. Россия, Китай, Мозамбик и Алжир воздержались.
За чем следить
- 10 января Минобороны Великобритании сообщило, что британский флот совместно с американским отразили крупнейшую за последнее время атаку йеменского движения, которое применило против них ракеты и дроны.
- Центральное командование США отмечает, что эта атака была 26-м нападением хуситов на торговые пути в Красном море с 19 ноября.
- По данным Bloomberg, Белый дом раздумывает о «мести» и рассматривает возможность нанесения ударов по объектам хуситов в Йемене. Великобритания выступает против этого.
- Также американцы напомнили Ирану и другим странам о необходимости прекратить поддерживать хуситов.
Мы ясно дали понять, и многие другие страны дали понять, что будут последствия для действий хуситов. Мы также неоднократно пытались дать понять Ирану, как и другим странам, что помощь, которую они оказывают хуситам, в том числе для этих действий, должна быть прекращена. Обострение конфликта не в их интересах. И мы не единственные, кто подал этот сигнал Ирану.
Энтони Блинкенгоссекретарь США
- Глава Минобороны Британии Грант Шэппс считает, что военное возмездие против хуситов может быть неизбежным. По его словам, совершенное нападение «изменило ситуацию».
- Сами хуситы утверждают, что их целью были американские вооруженные силы, которые в конце декабря «вероломно напали» и убили 10 членов движения, пытавшихся захватить гражданское судно.
- Также лидер хуситов Мохаммед Али аль-Хуси заявил, что резолюция ООН — «политическая игра» и что именно США нарушают международное право.
- Главный переговорщик хуситов Мохаммед Абдулсалам отметил, что нападения в Красном море не окажут никакого влияния на
мирные переговоры с Саудовской Аравией при посредничестве Омана .
Это не имеет никакого отношения к тому, что происходит в секторе Газа, если только американцы не хотят привлечь другие страны региона к защите Израиля, что уже другой вопрос.
Мохаммед Абдулсалам
Перспективы
- Российские нефтяные компании активно пользуются Суэцким каналом при поставках нефти в Южную и Северо-Восточную Азию.
- Примечательно, что, несмотря на атаки хуситов, отечественные танкеры не изменили свои маршруты.
- По словам экспертов, РФ не столкнется с серьезными проблемами из-за ситуации в Красном море, поскольку может «направлять грузы прямо от Индии и Коломбо на Шри-Ланке к Южной Африке и дальше через Атлантику».
- Кроме того, для российских нефтяных компаний блокировка коридора может оказаться даже выгодной. Речь идет, например, о том, что отсутствие поставок нефти с Ближнего Востока временно увеличит спрос на российское топливо. Аналогичная ситуация может сложиться и для отечественного газа на фоне задержки поставок
СПГ из других стран. - Конфликт в Красном море вновь поставил вопрос о зависимости мировой торговли от морских «узких мест». В качестве альтернативного маршрута Россия предлагает использовать Северный морской путь (СМП). У этого варианта есть целый ряд преимуществ, в том числе быстрая транспортировка грузов даже в сравнении с Суэцким каналом.
Фото обложки: AP / TASS