Политика Китая в Африке
Форум китайско-африканского сотрудничества (Forum on China — Africa Cooperation, FOCAC), проходивший с 4 по 6 сентября в Пекине, стал одним из самых масштабных саммитов подобного рода: в нем приняли участие делегации из 53 африканских стран и представители региональных интеграционных объединений. Особенно гостей пекинского форума волновали не столько масштабы будущих кредитов и проектов, сколько способы реструктуризации их старых задолженностей.
Например, Гана должна КНР астрономические $31 млрд, а Замбия, взявшая в кредит у Китая $6 млрд в 2020 году, в итоге была вынуждена объявить дефолт. И это не единственные примеры. Виной всему кредитная политика Пекина, которая часто не учитывает особенности региона — постоянные кризисы, коррупцию, политическую нестабильность. Это позволяет западным экспертам даже утверждать, что проект «Один пояс — один путь» является «кредитной ловушкой» Пекина.
Убытки привели к сокращению сотрудничества Африки и КНР, особенно сильно размеры кредитования сократились с началом пандемии COVID-19 в 2020 году. Однако после нескольких лет затишья в 2023 году наблюдался трехкратный рост вложений по сравнению с 2022 годом — до $4,6 млрд.
Китай возвращается в Африку, и прошедший саммит был призван провести «работу над ошибками». Особенности новой стратегии взаимодействия были отражены в речи председателя КНР Си Цзиньпина в день открытия саммита и в подписанных по его итогам совместной Декларации и Плане действий.
Китай и Африка вместе составляют треть населения мира. Без нашего сотрудничества не будет глобальной модернизации. В следующие 3 года Китай будет работать с Африкой на углубление экономических, социальных и технологических связей, чтобы углубить модернизацию стран Глобального Юга.
Си Цзиньпин
Будущие направления китайско-африканского сотрудничества
По итогам саммита FOCAC можно выделить следующие направления дальнейшего сотрудничества между Китаем и африканскими государствами.
- Инвестиции. Китай следующие 3 года намерен инвестировать в Африку около $50,7 млрд, включая строительство 30 инфраструктурных объектов и промышленных проектов в области добычи и переработки минералов. Сумма превысила обещанные в ходе последнего форума в 2021 году вливания, но все равно оказалась меньше $60 млрд, направленных в период с 2015 по 2018 год.
- Торговля. КНР добровольно и в одностороннем порядке откроет свой внутренний рынок для африканских стран, в том числе через соглашения о беспошлинной торговле.
- Энергетика. Китай заявил о намерении реализовать в Африке крупные проекты в сфере «зеленой» энергетики, чтобы обеспечить регион дополнительными ресурсами для проведения индустриализации.
- Гуманитарная сфера. Китай обязался отправить на континент 2 тыс. медицинских и 500 сельскохозяйственных специалистов: они должны помочь модернизировать систему здравоохранения и сельскохозяйственный сектор.
- Оборона. Президент КНР Си Цзиньпин пообещал предоставить африканским странам около $140 млн в виде грантов на военную помощь. Была анонсирована программа по подготовке 6 тыс. африканских военнослужащих и 1 тыс. полицейских с помощью китайских экспертов, также планируется проведение совместных военных учений.
Чем выгодно партнерство Китая и Африки
Взаимный интерес Китая и Африки друг к другу можно объяснить стечением ряда обстоятельств. Китайские компании в последнее время практически полностью обеспечили внутренний спрос и сегодня ищут не только выход на внешние рынки, но и доступ к дешевым ресурсам, которыми богат Африканский континент, — углеводородам, рудам цветных, черных и редкоземельных металлов, драгоценным камням.
Для Китая Африка — это также огромный рынок сбыта. В то время как западные страны вводят протекционистские меры против китайских электроавтомобилей и других высокотехнологичных товаров, африканцы готовы скупать их в больших объемах.
Но для удешевления поставки товаров необходима разветвленная сеть дорог и прочая инфраструктура. В Африке очень мало крупных и качественных автомагистралей, современных портов и логистических пунктов, которые бы связывали север и юг континента или соседние страны. Китайская инфраструктурная инициатива «Один пояс — один путь», к которой присоединилось большинство африканских стран, стала способом борьбы с дефицитом финансирования инфраструктуры — ежегодно он оценивается в $100 млрд.
Фото: The Economist
Крупнейшие китайские инфраструктурные проекты в Африке
- На китайские деньги строится самая дорогая в истории Кении железнодорожная линия Mombasa – Nairobi Standard Gaug из портового города Момбаса в столицу страны Найроби — более $3 млрд.
- С помощью китайских инвесторов прокладывается железнодорожная линия Аддис-Абеба – Джибути, которая соединяет столицу не имеющей выхода к морю Эфиопии с портом Джибути — $3,4 млрд.
- Ведется строительство крупнейшего в Африке глубоководного порта Багамойо в Танзании — $10 млрд.
- Компании из КНР активно вкладываются в создание логистических центров, которые аккумулируют тысячи новых рабочих мест.
Однако в последнее время Китай стал уделять все больше внимания экономическому развитию своих партнеров. С 2013 по 2023 год доля инвестиций в добывающую промышленность и сельское хозяйство выросла с 10% до 40%, в то время как объем вложений в более рискованные энергетические и инфраструктурные проекты постепенно снижался.
Секторы экономики африканских стран, в которые вкладывается Китай в рамках инициативы «Один пояс - один путь»
Фото: ISS Africa
Должники вроде Анголы, занявшей у Китая $17 млрд (40% ее внешнего долга), получают от Пекина помощь в модернизации сельского хозяйства и проведении индустриализации. В декабре 2023 года Ангола даже получила беспошлинный доступ к китайскому внутреннему рынку. Китайские экономические инициативы приветствуются правительствами африканских стран.
Большая игра: как Китай обыгрывает Запад в борьбе за влияние в Африке
Страны Запада, включая США и Европу, даже вместе не могут заменить присутствие Китая в Африке. КНР еще в 2009 году обошла США по объемам совокупного товарооборота на континенте, став главным экономическим партнером, и с тех пор разрыв только увеличивается.
Вашингтон и европейские страны рассматривают военное и экономическое сотрудничество Пекина с Африкой как угрозу их влиянию в регионе и особенно критично относятся к военным программам Китая на континенте.
Среди возможных точек столкновения Запада и Китая на территории Африки можно выделить Кению — страну с самым крупным портовым логистическим центром. США провели не одни переговоры с ее властями и даже подняли статус страны до «основного союзника вне НАТО», что подтверждает огромное значение Найроби в международной политике. Также градус напряженности повышается в регионе Африканского рога в связи с его близостью к основному торговому маршруту из Азии в Европу через Красное море. США как основные конкуренты Китая в регионе намерены инвестировать $55 млрд в Африку до 2025 года.
Однако крупные суммы вряд ли позволят выдавить Пекин с континента. Сильной стороной Китая является отсутствие политических требований к своим партнерам.
Правительство страны готово сотрудничать как с авторитарными, так и с демократическими правительствами и не навязывает им свою политическую волю, придерживаясь принципа «пяти нет»: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Такой подход значительно выигрывает по сравнению с идеологизированной политикой Запада и дает Китаю больший доступ к желаемым ресурсам.
Фото обложки: Xinhua / ABACA / TASS