Мир в огнеДетали

Кризис грузоперевозок продолжается. К зимним праздникам мир может столкнуться с дефицитом товаров

Бизнес ожидает задержек в поставках из-за вспышки COVID-19 на южном побережье Китая, где сосредоточены одни из самых крупных портов в мире.

Вспышка COVID-19 в провинции Гуандун на южном побережье Китая может вызвать более серьезные перебои в мировой торговле, чем блокировка Суэцкого канала судном Ever Given в марте этого года. Об этом предупредили участники рынка. 

По данным Forbes, перебои в контейнерном сообщении наблюдаются в портовых терминалах Яньтянь и Шэкоу в порту Шэньчжэня и Наньша в Гуанчжоу. В этих городах находятся третий и пятый по величине контейнерные порты мира. 

  • Яньтянь был закрыт с 25 по 31 мая, что привело к большому скоплению грузов как в порту, так и на подходах к нему. В настоящее время порт работает лишь на 30% от прежней мощности. 
  • Некоторые суда были перенаправлены в альтернативные порты в Наньша, Шэкоу и Гонконг. По сообщениям Ocean Network Express (ONE), загруженность контейнерных терминалов в Шэкоу выросла до 90%. Однако порты не в состоянии вместить все накопившиеся грузы, а таможенные требования ограничивают возможность их передачи из одного порта в другой. 
  • В районах вокруг китайских портов Хуанпу и Фошань объявлен локдаун, ограничено движение грузовых автомобилей. Выход судов задерживается более чем на неделю из-за заторов в порту Наньша. 

По оценке гендиректора Vespucci Maritime Ларса Йенсена, среднесуточный объем необрабатываемых в порту Яньтянь грузов составляет 25,5 тыс. контейнеров. Для сравнения: блокировка Суэцкого канала затрагивала 55 тыс. контейнеров в сутки, однако она продолжалась 6 дней. В Яньтяне речь идет более чем о 2 неделях, такая же ситуация на Наньша и Шэкоу. Бизнес ожидает серьезных перебоев в поставках, в частности электроники и микросхем. 

Плата за перевозку груза — фрахт — при этом выросла на 15–30%. Многим компаниям приходится доплачивать за доставку товаров в порты вблизи Шанхая, чтобы уложиться в срок, установленный для клиента.

Контекст

Перегрузка в портах на юге Китая увеличивается, поскольку власти усиливают коронавирусные ограничения на фоне новой вспышки случаев COVID-19. 

  • Порты в провинции Гуандун, включая Яньтянь, Шэкоу, Чиван и Наньша, на этой неделе выпустили уведомления, запрещающие заход судов в порты без предварительного бронирования, и будут принимать заказы только на экспортные контейнеры в течение 37 дней до прибытия судов.
  • Ведущая мировая компания в сфере контейнерных перевозок Maersk уже предупредила об увеличении ожидаемых задержек в Яньтяне с 14 до 16 дней. 
  • По данным Refinitiv, по состоянию на 11 июня более 50 контейнеровозов ожидают разгрузки в дельте Жемчужной реки, где расположены порты. В прошлом году на тот же период, когда порты также оказались парализованы из-за вспышки COVID-19 в Китае, подобных судов было всего 20. 

Конфискация товаров компаний из-за тяжбы с Evergreen

The Ever Given сняли с мели в Суэцком канале 2,5 месяца назад, однако из-за судебной тяжбы с судоходной корпорацией Evergreen и конфискации судна многие компании не могут вернуть товары на сотни миллионов долларов, пока владелец контейнеровоза не выплатит $900 млн компенсации. Сумма включает затраты администрации канала на снятие Ever Given с мели, ремонт судна, а также финансовые потери канала вследствие его блокировки.

  • 23 марта 2021 года судно Ever Given зацепило мель в Суэцком канале, из-за чего контейнеровоз изменил курс, врезался в берег и перегородил путепровод, кормой и носом уперевшись в берега.
  • 30 марта контейнеровоз Ever Given, зафрахтованный тайваньской логистической компанией Evergreen, был снят с мели на 151-м километре Суэцкого канала. Об этом сообщила компания Inchcape Shipping, поставляющая морские услуги. 
  • По приблизительным подсчетам, общая стоимость грузов, простаивавших в Суэцком канале, составила $10 млрд. В такую же сумму оцениваются убытки.

Множество компаний до сих пор не могут получить свои товары после инцидента в Суэцком канале. 

  • IKEA сообщила CNN Business, что на борту Ever Given осталось множество ее товаров, но отказалась предоставить дополнительные подробности о доставке. 
  • Lenovo подтвердила, что ее груз также есть на борту контейнеровоза, а представитель компании сказал, что в ней «изучают способы возврата товаров».
  • Пострадала также компания EasyEquipment, специализирующаяся на оборудовании для общественного питания. Ее представители рассказали, что на судне простаивает холодильное оборудование на сумму $100 тыс., которое должны были доставить в рестораны в мае. 
  • Британская компания по производству домашней одежды премиум-класса Snuggy также пострадала из-за судебной тяжбы вокруг судна. Соучредитель Джек Гриффитс заявил, что на корабле находится самый продаваемый товар бренда — одеяла с рукавами и капюшоном — на сумму более $550 тыс. Гриффитс сказал, что задержка вызывает у бизнеса серьезные финансовые проблемы.

Железнодорожные грузоперевозки как альтернатива морским

Проблему с морскими грузоперевозками многие страны решают с помощью альтернатив. В их число в первую очередь входит транспортировка товаров по железной дороге. 

  • В апреле датская грузовая компания Maersk впервые отправила грузы из Японии в Британию по Транссибу. Перевозить контейнеры из приморского порта Восточный в Санкт-Петербург по этой магистрали компания планировала еще с 2019 года. По словам представителей Maersk, транзит из Азии в Европу через Россию становится все более привлекательной альтернативой отправке товаров через Суэцкий канал.
  • В том же месяце впервые груз из Европы в Азию по российской железной дороге отправил финский грузоперевозчик Nurminen Logistics. Из порта Вуосаари в Финляндии 40 контейнеров должны дойти до порта Восточного в заливе Находка, а оттуда уже по морю — в японскую Йокогаму.
  • Китай несколько лет развивает проект нового Шелкового пути, или Евразийского сухопутного моста в Европу через Россию и другие страны Евразии. Первый поезд из Харбина в немецкий Гамбург был запущен в 2015 году. За 15 дней — в 2 раза быстрее, чем по морю через Суэцкий канал, — состав проходит через север Китая, Россию и Польшу. Из юго-восточной провинции Цзянси в феврале 2020 года 50 вагонов со стиральными машинами и другой техникой отправили в Москву. Время в пути составило около 2 недель.

В крупных портовых городах, таких как Шанхай и Шэньчжэнь, владельцы транспортных компаний отмечают, что клиенты все чаще интересуются железнодорожными перевозками. На фоне дефицита морских контейнеров от 20% до 30% клиентов одной из шэньчжэньских логистических фирм решили переправлять свой груз наземным транспортом. 

Копировать ссылкуСкопировано