Мир в огнеДеталиЭкология

Крупные компании начинают отказываться от «зеленых» целей: чем Coca-Cola, PepsiCo и Nestlé опасны для планеты

Coca-Cola перенесла срок частичного отказа от пластика с 2030-го на 2035 год. И если раньше компания планировала выпускать 50% продукции в многоразовых упаковках и стекле, то теперь планку снизили до 35–40%. Экоактивисты назвали решение «недальновидным и безответственным» и напомнили, что Coca-Cola — крупнейший производитель пластиковых отходов в мире. 

Coca-Cola отказывается от экологических целей по пластику

Coca-Cola пересмотрела свои цели по сокращению использования пластика. В экологической стратегии американской компании говорится, что к 2035 году 35–40% продукции будет продаваться в многоразовых упаковках или бутылках из стекла. CNN пишет, что это «огромный шаг назад» по сравнению с предыдущей целью: 50% перерабатываемой упаковки к 2030-му. Кроме того, Coca-Cola снизила цель по переработке бутылок и банок. В 2018 году компания объявила, что к 2030-му будет перерабатывать пластиковый эквивалент каждой бутылки, которую выпускает в продажу. Теперь — 70–75% к 2035 году. 

Эти изменения основаны на знаниях, полученных за десятилетия работы в области устойчивого развития. Мы по-прежнему привержены созданию «зеленого» бизнеса. Но эти задачи сложны и требуют от нас более эффективного распределения ресурсов и совместной работы с партнерами для достижения долгосрочного положительного эффекта.

Беа Перес
вице-президент Coca-Cola по устойчивому развитию и стратегическому партнерству

Согласно отчету Coca-Cola за 2023 год, компания произвела 5,97 млн тонн упаковки, в том числе 137 млрд пластиковых бутылок (около 3 млн тонн). Экоактивисты раскритиковали крупнейшего производителя сиропов и безалкогольных напитков (и одновременно крупнейшего производителя пластиковых отходов) за «тихий отказ» от экологических целей. Coca-Cola сначала незаметно удалила страницу, посвященную инициативе «Мир без отходов» (там были опубликованы цели по сокращению использования пластика), и только потом опубликовала пресс-релиз с новой политикой. 

Обновленная политика Coca-Cola — недальновидное и безответственное решение, которое заслуживает широкого осуждения со стороны покупателей, инвесторов и правительств, обеспокоенных воздействием пластика на наши океаны и здоровье людей. Новые обязательства компании слишком слабые для того, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию. 

Мэтт Литтлджон
старший вице-президент экологической группы Oceana по стратегическим инициативам

Сколько пластика производят в мире и чем он опасен

Ежегодно в мире производится более 460 млн тонн пластика, а перерабатывается — около 9%. При этом разлагается материал в течение 450–500 лет. Отходы выделяют токсичные вещества, попадают в пищу животных, убивая их, влияют на биоразнообразие, отравляют почву и воздух. 

Кроме того, Мировой океан каждый год «пополняется» 8 млн тонн микропластика. Его поглощают с пищей рыбы и зоопланктон. Так вредные вещества накапливаются и распространяются по всей цепи. Например, человек с пищей и водой потребляет примерно 5 граммов микропластика в неделю. Это негативно влияет на репродуктивную и эндокринную системы, снижает иммунитет и может привести к развитию онкологических заболеваний. 

Компании-лидеры по загрязнению планеты пластиком

В апреле 2024-го международная группа ученых опубликовала результаты пятилетнего исследования: вместе с командой из 100 тыс. волонтеров они каталогизировали почти 2 млн единиц пластиковых отходов в 84 странах. Выяснилось, что за 50% такого мусора ответственны 56 компаний. Причем 25% обеспечили только пять транснациональных гигантов: на Coca-Cola пришлось 11%, на PepsiCo — 5%, на Nestlé — 3%, на Danone — 3% и на Altria Group — 2%. 

Пластиковые отходы от Coca-Cola
Фото: sustainabilitymea.com

По итогам 2023-го экологическая организация Break Free From Plastic назвала Coca-Cola мировым лидером по загрязнению планеты пластиком. Логотип компании обнаружили на 14 тыс. единиц отходов. Чаще всего тару из-под газированных напитков находили в парках и на пляжах 40 стран мира. На втором месте в антирейтинге по версии Break Free From Plastic — Nestlé, на третьем — Unilever. 

Пластиковые отходы
Фото: Biel Calderon / Flickr

При этом в июне 2024-го в США пересмотрели цели Plastics Pact (Пакт США о пластмассах), под которым подписались 80 корпораций, в том числе Coca-Cola и Nestlé. В 2020-м в документе прописали цель: полностью перейти на многоразовую и перерабатываемую упаковку к 2025 году. Но срок продлили до 2030-го. Подписанты объяснили это решение большими затратами, отсутствием федеральной поддержки и низкой стоимостью первичного пластика по сравнению с другими материалами. 

Не только Coca-Cola отступает от «зеленых» целей. Например, компания Mars в период с 2019-го по 2022 год увеличила использование первичного пластика на 14% — несмотря на то, что к 2025-му обязалась, наоборот, сократить этот показатель на четверть. PepsiCo за тот же период нарастила производство пластика на 10%. 

Саммит ООН по пластику

Эксперты говорят, что подтолкнуть крупные компании к отказу от пластика могут реальные юридические обязательства, прописанные в международном договоре. Резолюцию по разработке такого документа приняли еще в марте 2022 года на пятой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде. Очередной саммит, посвященный проблеме загрязнения планеты пластиком, прошел в конце ноября в южнокорейском городе Пусан. Но почти 200 стран-участниц не смогли принять итоговое соглашение из-за разногласий по ключевым вопросам. 

Нерешенные вопросы — сложный момент, потребуется дополнительное время для их эффективного решения. Мы достигли соглашения о возобновлении обсуждений и в следующем году проведем дополнительный раунд переговоров. Я призываю все делегации продолжать прокладывать пути, наводить мосты и участвовать в диалоге.

Луис Вайас Вальдивьесо
председатель Межправительственного комитета

The Guardian пишет, что более 100 государств выступают за сокращение производства пластика и установку конкретного целевого показателя. В то же время нефтедобывающие страны предлагают сфокусироваться только на эффективной переработке отходов. Кроме того, пока неясна позиция двух крупнейших производителей пластмасс в мире — Китая и США. Их представители не присутствовали на саммите. Тем не менее в ООН считают, что переговоры в Пусане помогли «лучше понять позиции стран и общие проблемы».

Стремление всего мира покончить с проблемой загрязнения окружающей среды пластиком очевидно и неоспоримо. Переговоры здесь, в Пусане, приблизили нас к заключению глобального юридически обязывающего договора, который защитит здоровье человечества, окружающую среду и наше будущее. 

Ингер Андерсен
исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

Фото обложки: Stevens Tomas / ABACA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано